Определение и изменение жизненного сценария, который мешает двигаться вперед

Слово «судьба» истолковывают очень по-разному. С одной стороны, под судьбой подразумевается биография как последовательность собственных ошибок и достижений человека, с другой — труднопреодолимая внешняя сила, диктующая ход событий.

В эту грозную сущность верят не только любители гороскопов, но и равнодушные к велениям звезд психологи. Для ее обозначения используется специальный термин — жизненный сценарий. 

С чего начинаются трагикомедии?

Каждый  ребенок старается понять, кто он. Кроха-дошкольник еще не освоил сложные мыслительные операции и потому смотрит на себя глазами окружающих. Он зависим от чужого мнения настолько, насколько это возможно.

Ударил совочком соседку по песочнице — я, оказывается, маленький хулиган. Удачно нарисовал котика — ага, да я их талантливое золотко.

Постепенно из разрозненных оценок складывается некий образ. А дальше…

Э.Берн пишет (1):

Рано или поздно ребенку расскажут историю о ком-то, «похожем на него», и эта история растолкует ему, к чему он стремится. Это может быть сказка, прочитанная матерью, рассказ бабушки о предках с Золотого Берега или легенда об уличных гангстерах, услышанная на углу.

Сюжет закладывает основу сценария — плана якобы правильной жизни. Программа изменяется и дополняется — пока малыш растет. Со временем она цементируется.

Как отмечают С.Н.Петросьян и З.И.Рябикина (2),

Каждый раз по завершении сценарного цикла личность делает из состоявшегося события одни и те же выводы, подкрепляет одни и те же когнитивные и эмоциональные установки, способствуя тем самым закреплению модели сценарного поведения.

Человек бессознательно опирается на воспринятые ориентиры даже когда их неуместность кажется очевидной. Ему бывает трудно обнаружить систематическую алогичность собственного поведения хотя бы потому, что заложенная окружением программа срабатывает преимущественно в кризисные моменты: впоследствии любые сделанные глупости удается списать на стресс.

Зигмунд Фрейд в своих трудах рассказывает бесчисленные истории Неудачников, а упомянутых им Победителей впору пересчитывать по пальцам (в ряд счастливчиков попали только Леонардо да Винчи, Моисей и сам Фрейд).

Попасть в неудачники действительно легче.

Но почему? Казалось бы, все психически нормальные мамы и папы искренне желают своим детям добра, пытаются наставить их на путь истинный…

Родители и другие соавторы

Безусловно хороших ролей, вопреки родительским представлениям, не существует. Взять хотя бы распространенный сценарий Лидер. Общительному Ване Петрову он подойдет, как костюмчик нужного размера, а для интроверта и меланхолика Пети Иванова станет камнем на шее. Бедный старательный Петя будет до старости изображать крутого босса-заводилу — с переменным успехом, хотя мог бы добиться куда большего в роли кабинетного ученого.

Многие родители возлагают на ребенка непосильную ответственность — ждут, что он воплотит их мечты.

Подобный подход особенно распространен сейчас, когда в моде интенсивное раннее развитие. Детсадовцев, которым еще бы возиться с погремушками, взрослые с энтузиазмом втискивают в роль Будущего Великого (художника, спортсмена, танцора и т.д.). У детей, бегающих с кружка на кружок, иногда просто не остается времени самостоятельно чем-то заинтересоваться .

Ожидая для ребенка особой судьбы, старшие одновременно ищут в нем свое отражение.

У Н.А.Клюевой читаем (3):

Некоторые семейные сценарии включают длительно поддерживаемые традиции, связанные с надеждами на призвание: «в нашей семье все были врачи» или «сыновья в нашей семье всегда были защитниками Отечества».

Родительское предписание чаще имеет отношение не столько к выбору профессии, сколько в целом к образу жизни: «Мы люди простые», «У нас интеллигентная семья», «Когда ты выйдешь замуж и, как мама, родишь троих детей…»

Взрослые способны невольно навязать ребенку даже откровенно негативный личный опыт.

Интересный случай описан у Берна (1).

Мальчик Батч однажды понюхал бутылку виски и услышал от матери, которая была с похмелья: «Ты еще слишком молод, чтобы пить». Да, формально она предостерегла сына. Мать заботилась о Батче и в то же время оправдывала свою слабость: «Взрослая жизнь настолько тяжела, что иногда выпить — не грех». Батч же сделал свой вывод: «Пока ты не пьешь, ты сопляк». Естественно, вскоре он запил.

Наблюдая семейное неблагополучие в какой бы то ни было форме, ребенок может обидеться на родителей и создать антисценарий.  Аналогичный эффект дают слишком категоричные инструкции: давление провоцирует противодействие.

Наряду с родителями детей в некоторой степени программируют другие люди — от школьных учителей и старших друзей до случайных прохожих.

Как выйти из жизненного сценария?

Психологи (в особенности — отечественные) полагают, что человек способен избавиться от неудачных и чужеродных моделей поведения.

«Неизбежность повторяемости обусловлена тем, что субъект не осознает механизмы возникновения повторяющихся ситуаций, а также не находит способы сознательного контроля хода повторяющихся событий» (2), следовательно, программу надо расшифровать.

Быстрое освобождение — по Берну — дают тяжелое испытание или экстаз (любовь, глубокая вера), медленное — изменение хода обычной жизни (например, после создания собственной семьи) и психотерапия.

Коррекция осуществляется разными методами (гештальт-терапии,
когнитивно-поведенческой психотерапии, трансактного анализа и др.). Чтобы выявить установки, с которыми необходимо работать, специалист обычно просит клиента сочинить сказку. Характер и поступки ее героя, приключения, которые выпадают на его долю, становятся ценными черточками к портрету автора.

Применить подобный метод к себе трудно — сочиняя сказку и параллельно оценивая ее, вы будете подгонять результат. Лучше попробуйте выжать материал для конструктивных размышлений из «Опросника жизненных сценариев» Р. Бейкера.

Честно запишите на бумажку ответы, которые первыми придут вам в голову:

1. Используйте пять прилагательных для описания того, каким человеком вы хотели бы, чтобы вас видели окружающие?
2. Когда вы были маленьким (-ой), какая книга была у вас любимой?
3. Какой момент в этой истории вы любили больше всего?
4. Какой персонаж вам нравился? Почему?
5. Как можно было бы назвать фильм о вашей жизни?
6. Какие в нем будут роли? Какую роль сыграете вы?
7. Какой будет финальная сцена?

Попробуйте понять, что в ответах общего. Думаю, вам удастся хотя бы определить тему собственного жизненного сценария. Это уже немало.

Мой результат, признаюсь, оказался для меня очень большим сюрпризом…

Литература:

  1. Э.Берн, «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», Минск, 2004
  2. С.Н.Петросьян, З.И.Рябикина, «Современные подходы к проблеме жизненного сценария личности как социально-психологического феномена», «Ежеквартальный рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник АГУ», выпуск 3 (183), 2016
  3. Н.В.Клюева, «Влияние семейного сценария на удовлетворенность браком», «Вестник ЯрГУ», № 2 (20), 2012
  4. И.А.Мизинова, «Жизненный сценарий личности: основные подходы к рассмотрению», «Известия Саратовского университета», серия «Философия. Психология. Педагогика», Т.13. , вып. 4, 2013.
Поделиться
Плюсануть
Отправить
Класснуть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *