Учусь принимать заботу, или Почему надо избавляться от чрезмерной независимости

Иду я на днях из магазина. Погода прескверная — холод, ветер и того гляди моросить начнёт.

Вид у меня, наверно, как у нахохленного воробья зимой (лирическое отступление про «вот такая в этом году весна» домыслите сами).

Вдруг рядом со мной останавливается машина. Ну, думаю, человек хочет дорогу спросить. А человек — женщина лет сорока — вдруг предлагает: «Вы в сторону центра? Садитесь — подвезу».

Как я реагирую? Начинаю отпираться всеми четырьмя: нет-нет, что вы, мне идти недалеко, приятно прогуляться пешочком… 

Человек человеку волк?

У меня в голове странным образом сосуществуют два принципа:

  1. помогать — хорошо;
  2. принимать помощь — плохо.

Держатся они в разных уголках сознания. Первое срабатывает, когда я сама могу проявить заботу о другом человеке, второе — когда кто-нибудь пытается проявить участие ко мне.

Если свести эти представления на нейтральной территории, получается полный бред: что хорошего в том, чтобы сделать кому-то плохо? Уж лучше, выходит, честно занять в жизни суровую позицию «человек человеку волк»: ни ты мне, ни я тебе.

Стоп! Обойдёмся без волчьих законов.

Я отказалась подъехать пару кварталов. Кто в результате выиграл?

Определённо не я (через минуту дождь таки начался). Женщина же, которая хотела сделать доброе дело, наверняка уехала с подпорченным настроением: вот же гадский мир, никакого доверия между людьми… В следующий раз она дважды подумает прежде чем открыть дверцу авто перед случайным прохожим.

Караул! Мне хотят причинить добро!

Почему бывает настолько трудно принять помощь?

  1. Кажется, что благодетель должен преследовать тайный корыстный интерес. Нельзя соглашаться, пока не прояснишь суть гипотетического хитрого плана (ага, эта женщина наверняка хотела зверски отнять у меня лоток замороженной курятины, который торчал из пакета).
  2. О себе заявляет страх оказаться в долгу. Он, кстати, рождается вне зависимости от того, рассчитывает ли добрый человек на ответный жест. Помогли — рассчитывайся (см. Как правильно благодарить?)
  3. Мешает гордость: фи, позор слабакам! Сильные люди решают все проблемы сами.

Этот винегрет стереотипов — из воспитания. Мне, помнится, с детства говорили — из самых чистых и светлых побуждений:

  • всем взрослым, кроме родных и педагогов, верить опасно (обидят! украдут! убьют!);
  • если взрослые тебя угощают — отказывайся (дитё отравится или поест с грязными руками и наживёт глистов);
  • друг дарит игрушку — отказывайся (вдруг его родители против), родители друга дарят игрушку — бери, но завтра неси ещё более дорогую в ответ (иначе что люди о нашей семье подумают!)

Отсюда — трудности за номерами 1 и 2. Что же касается третьей — она от гиперопеки. Когда долго-долго ничего нельзя делать без присмотра, любое вмешательство в твои дела воспринимается как посягательство на свободу выбора.

Я не собираюсь ругать своих родителей, просто предупреждаю себя и других взрослых: давайте не будем выбирать самые лёгкие пути заботы о детях и внушать им, что вокруг сплошные жадные бармалеи. Запреты, конечно, неизбежны, но пусть они хотя бы сопровождаются адекватными объяснениями.

А чтобы дети поверили нам и не росли волками, попробуем заодно повоспитывать себя. Для начала — возьмём за правило дважды думать прежде чем отмахиваться от попытки другого человека причинить нам добро.

Поделиться
Плюсануть
Отправить
Класснуть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *