Иду я на днях из магазина. Погода прескверная — холод, ветер и того гляди моросить начнёт.
Вид у меня, наверно, как у нахохленного воробья зимой (лирическое отступление про «вот такая в этом году весна» домыслите сами).
Вдруг рядом со мной останавливается машина. Ну, думаю, человек хочет дорогу спросить. А человек — женщина лет сорока — вдруг предлагает: «Вы в сторону центра? Садитесь — подвезу».
Как я реагирую? Начинаю отпираться всеми четырьмя: нет-нет, что вы, мне идти недалеко, приятно прогуляться пешочком…
Человек человеку волк?
У меня в голове странным образом сосуществуют два принципа:
- помогать — хорошо;
- принимать помощь — плохо.
Держатся они в разных уголках сознания. Первое срабатывает, когда я сама могу проявить заботу о другом человеке, второе — когда кто-нибудь пытается проявить участие ко мне.
Если свести эти представления на нейтральной территории, получается полный бред: что хорошего в том, чтобы сделать кому-то плохо? Уж лучше, выходит, честно занять в жизни суровую позицию «человек человеку волк»: ни ты мне, ни я тебе.
Стоп! Обойдёмся без волчьих законов.
Я отказалась подъехать пару кварталов. Кто в результате выиграл?
Определённо не я (через минуту дождь таки начался). Женщина же, которая хотела сделать доброе дело, наверняка уехала с подпорченным настроением: вот же гадский мир, никакого доверия между людьми… В следующий раз она дважды подумает прежде чем открыть дверцу авто перед случайным прохожим.
Караул! Мне хотят причинить добро!
Почему бывает настолько трудно принять помощь?
- Кажется, что благодетель должен преследовать тайный корыстный интерес. Нельзя соглашаться, пока не прояснишь суть гипотетического хитрого плана (ага, эта женщина наверняка хотела зверски отнять у меня лоток замороженной курятины, который торчал из пакета).
- О себе заявляет страх оказаться в долгу. Он, кстати, рождается вне зависимости от того, рассчитывает ли добрый человек на ответный жест. Помогли — рассчитывайся (см. Как правильно благодарить?)
- Мешает гордость: фи, позор слабакам! Сильные люди решают все проблемы сами.
Этот винегрет стереотипов — из воспитания. Мне, помнится, с детства говорили — из самых чистых и светлых побуждений:
- всем взрослым, кроме родных и педагогов, верить опасно (обидят! украдут! убьют!);
- если взрослые тебя угощают — отказывайся (дитё отравится или поест с грязными руками и наживёт глистов);
- друг дарит игрушку — отказывайся (вдруг его родители против), родители друга дарят игрушку — бери, но завтра неси ещё более дорогую в ответ (иначе что люди о нашей семье подумают!)
Отсюда — трудности за номерами 1 и 2. Что же касается третьей — она от гиперопеки. Когда долго-долго ничего нельзя делать без присмотра, любое вмешательство в твои дела воспринимается как посягательство на свободу выбора.
Я не собираюсь ругать своих родителей, просто предупреждаю себя и других взрослых: давайте не будем выбирать самые лёгкие пути заботы о детях и внушать им, что вокруг сплошные жадные бармалеи. Запреты, конечно, неизбежны, но пусть они хотя бы сопровождаются адекватными объяснениями.
А чтобы дети поверили нам и не росли волками, попробуем заодно повоспитывать себя. Для начала — возьмём за правило дважды думать прежде чем отмахиваться от попытки другого человека причинить нам добро.