Вчера попал мне в руки «Блокнот для креативного человека». Толстая книжечка в яркой обложке, на каждой странице — зубодробительная идея. Порви этот листок. Встань на стул и брось блокнот на пол. Нарисуй зайца с шестью копытами….
Не замечаете противоречия? Во имя креативности (а она по умолчанию предполагает определённую самостоятельность мышления) мне рекомендуют действовать строго по указке.
Подурачиться ради развлечения — забавно. Подобная книжка-игрушка отлично поможет скоротать время в дороге. Но настоящий блокнот творческой личности — самое обычное канцелярское изделие с чистыми листами.
Так и с некоторыми популярными упражнениями на раскрытие творческого потенциалаких возможностей: они учат имитировать, а не создавать.
От креативности до творчества
На мой взгляд, не стоит слишком увлекаться упражнениями на креативность как таковую. Зайцы о шести копытах при всей своей новизне не делают мир лучше.
Вы хотите виртуозно творить нечто определённое, правда? Больше тренируйтесь на задачах, подобных реальной.
Умение сотворить образ (не суть важно, на картине, в рекламном ролике или в авторской песне) обуславливается не столько способностью находить оригинальные параллели и генерировать принципиально новые идеи, сколько:
- внятным представлением о цели творческого акта;
- уверенным владением самой техникой ремесла.
Пусть будет побольше черновых вариантов. Каждый черновик ценен — хотя бы как проверенная и вычеркнутая холостая идея.
Вспомогательные приёмы
Я скептически отношусь к рассуждениям о самоценной креативности, но не имею ничего против отдельных методик, помогающих «раскачаться» для творчества.
Находить интересное решение хорошо помогает старый добрый мозговой штурм.
Надо вам придумать название нового бренда зубной пасты — кладёте перед собой лист бумаги и заполняете его сверху донизу наименованиями, которые приходят в голову. Главное — не спешить фильтровать. Что годится, а что нет — разберётесь потом.
Обращайте внимание, при каких условиях вам лучше всего творится. Не удивляйтесь, если наблюдения окажутся странными. Почему бы не позволить себе безобидные капризы, которые *якобы* воодушевляют?
Шиллера, говорят, вдохновлял запах гнилых яблок — поэт нарочно набивал ими ящик письменного стола.
Мне самой в литературном творчестве отлично помогает перелистывание своих же дневников. В них я всегда могу откопать ситуацию, которая живо волновала меня когда-то, а теперь перекликается с новым опытом. На этом стыке легко найти весомые, грубые и зримые мысли.
+1000
Про Шиллера не знала… Может, ему просто лень было огрызки до помойки донести?:-D
А что, весьма вероятное объяснение!
Харошая информацыя