Проблема 2.
Раннее выявление и решение насущных и плохо решаемых проблем.
Чтобы обучаемый мог действовать в изменяющемся мире, он должен не только понять (проблема 1.)и запомнить факты (или типовые решения), но и уметь заранее выявлять проблемы и эффективно их решать. Что бы не оказаться у разбитого корыта м всегда суметь найти выгодную нишу для себя.
Поэтому я — за новую обучающую систему, в рамках которой будут учить не знаниям, а методам. Можно сказать: сегодня уже не «знания — сила», а «креативность (метод) сила».
Решение:
• заранее выявлять проблемы и искать новые возможности
• уметь ставить задачи, т.е. превращать расплывчатую проблему в задачи
• видеть и выявлять противоречия, выстраивать причинно-следственные и системные связи
• видеть скрытые ресурсы систем, иметь настрой на достижение максимального результата при минимальных затратах
• анализировать, отбирать решения и видеть последствия предлагаемых решений
• не бояться встречи с проблемами, противоречиями, нетривиальными идеями и сопротивлением при внедрении решений
• уметь быстро входить в новую предметную область и быстро учиться.
Всему этому учит теория решения изобретательских задач — ТРИЗ. Она основана на алгоритмах решения задач. Каждый шаг алгоритма — это тяжёлая творческая работа. Но наши читатели сюда пришли именно за тяжёлой работой, за интересной тяжёлой работой, которая может в корне изменит их жизнь.
«Как определить, в какую сторону течёт вода в трубе?» Не очень сложная задача, но инженерам, впервые решившим её, выдали авторское свидетельство на изобретение.
«Надо прогреть трубу паяльной лампой. «Куда бежит жидкость, там труба будет теплее». Совершенно верно, это простой и надёжный способ.
Вы думаете, это интуиция, озарение? Нет, это результат продвижения по алгоритму.
Вся хитрость задачи в том, чтобы определить направление движения воды, не разрушая стенок трубы. На этот раз мы использовали тепло. Но вообще в подобных задачах можно применять и звук, и свет (если стенка прозрачна), и электромагнитные излучения — они тоже умеют «проходить сквозь стены». Это характерный приём, он пригождается при решении других задач по этой системе.
Или вот ещё пример.
Старый охотник всегда брал в тайгу собаку. Когда она отыскивала зверя, торопился на её лай. Но случилась беда: охотник оглох. Как же теперь искать зверя? Чтобы собака вышла на след, ее надо отпустит -пусть бегает, ищет. А чтобы видеть (раз уж нельзя слышать), как ведёт себя собака, её надо держать при себе, рядом. Противоречие! Убежит собака на полсотни метров — её не увидишь. Держать охотничью coбаку на привязи, даже длинной, тоже не годится.
Собака отыскивала зверя, загоняла его на дерево, и охотник, ориентируясь на лай собаки, спешил к этому дереву. Но случилась беда — охотник потерял слух. Как же теперь охотиться?
Есть и немало ошибочных решений.
Например, такое: пусть охотник держит собаку на длинной привязи, Конечно, привязь поможет охотнику отыскать своего помощника. Но подумайте, насколько эта привязь затруднит движения собаки! Ведь лайка бежит не по ровной местности, кружит среди деревьев. Привязь будет цепляться за стволы, мешать собаке или даже вообще её останавливать. Видите, что получается: выиграли в одном и проиграли в другом. А хорошее решение должно быть таким, чтобы выигрыш не сопровождался проигрышем.
Во многих письмах встречается предложение: надо надеть на собаку передатчик, а охотнику дать в руки приёмник с направленной антенной (пеленгатор). Что ж, выигрыш очевиден, но есть и проигрыш. На собаку придётся навьючить передатчик и электробатареи, а старика охотника учить радиотехнике и спортивной радиоигре «охота на лис»…
«Нужны две собаки, — пишет девочка (3-й класс, г. Ярославль), — Одна собака будет бегать по лесу и искать добычу, а вторая пусть идёт у охотника на поводке и показывает дорогу к первой собаке». Вот тут всё верно! Решение предельно простое и надёжное.
Мы говорили об обучении. Трубы, треугольники, собаки…А как быть с нами? С любым читателем?
Тут два вопроса.
• 1. Существуют ли эффективные методы разработки и внедрения психологических и лайф-хаккерских инноваций, основанных на правильно организованном мышлении человека?
• 2. Есть ли методы эффективного обучения инноваторов в психологической и лайф-хаккерской среде? Не единичного, а массового обучения кадров для инновационной, инвестиционной и венчурной сферы — специалистов, которые могут кардинально поднять эффективность инноваций. Да и просто тех, кто может помочь любому думающему человеку сформировать картину мира, позволяющую эффективно действовать?
Я считаю, что ответ на оба вопроса — НЕТ.
Система лайф-хаккинга и психология сама по себе в современных условиях даёт сбои. Что на эту тему говорит ТРИЗ?
Если система исчерпала ресурсы своего развития — объедините ее с другой системой, имеющей ту же главную функцию. Причем желательно, чтобы вторая система была помоложе, на первом или втором этапе собственного развития.
ТРИЗ существует давно, но она находится на первых этапах развития, так как система очень сложная. Некоторые части алгоритма ТРИЗ очень тяжелы для исполнения. Я считаю, что одним лучших способов облегчения прохождения шагов в алгоритме ТРИЗ будет использование системы логико — графического структурирования Егидеса.
А спасением для психологии является использование логических методик обработки информации, её поиска и визуализации. Егидес и ТРИЗ.
ТО есть
ТРИЗ+Егидес+Практическая Психология = быстрое реагирование
Конечно же, всё это не нужно тем, кому И ТАК ХОРОШО. Но действительно ли ТЕБЕ хорошо? Не чувствуется ли что то не то? Не спится ли плохо по ночам?
Пара дней в неделю, когда мы анализируем исходящие изнутри и снаружи сигналы, нам не помешает.
Думай! Иногда. Это поможет жить сердцем и не разбивать его понапрасну.
Интересная статья. Спасибо автору.