Самопредставление: важнейший принцип

Продолжаем разговор о самопредставлении (то это мы все самопрезентация, самопрезентация — можно и по-русски сказать). Начало было положено в недавних постах Самопрезентация: основы а также Самопрезентация личности.
Во вчерашней статье я рассуждал на тему «самопредставление личности». Так как разговор шел именно о личности, то я выдвинул следующий тезис как основной: презентуя себя как личность (что необходимо для построения длительных успешных отношений), нужно быть максимально открытым и искренним, чтобы дать возможность собеседникам верно вас понять и оценить.
Поэтому возникает следующий вопрос — а нужны ли тогда какие-то ухищрения для самопредставления? Если нужно как раз избавиться от всяких ухищрений (см. выше)? Если нужно всего лишь быть искренним и открытым? Зачем вообще рассуждать на тему самопредставления или самопрезентации? Какой в этом смысл?
А смысл в этом такой. Вы в любом случае должны делать осознанные и управляемые самопредставления, потому что если они будут происходить стихийно, то мнение о вас сложится не совсем правильное, а иногда и обратное.
Все дело в том, что мало быть искренним (см. предыдущую статью). Вам необходимо найти «точки пересечения» с вашим собеседником, общие, гармонирующие черты, чтобы он верно вас понял.
Этот пост вызван не неуважением к читателям. Я вовсе не думаю, что нужно повторять свои мысли два раза для надежности и понимания. Просто буквально вчера на глаза попался яркий пример, до чего может довести неправильное самопредставление.
У меня есть знакомый — энергичный и вообще неплохой человек. Кстати, очень любящий порассуждать и поприменять техники самопрезентации, о которых нам любят проповедовать гуру популярной психологии успеха. И что в итоге? Теми, кто общается с ним неделю-другую он воспринимается как карьерист и нахальный тип — а все потому что он делает излишне агрессивные самопрезентации.
Я понаблюдал за ним несколько раз и лишний раз убедился, насколько был прав относительно двух ключевых моментов — искренности и точек пересечения.
Мой знакомый был не вполне искренен — он испытывал сильное волнение перед аудиторией, и, презентуя себя, был излишне напорист. Точек пересечения он искал только формально — в виде риторических вопросов, а на самом деле пытался подавить своих собеседников.
В итоге: сразу после самопрезентации у тех, кто его слушал возникало смутное ощущение неприязни, а впоследствии, когда ему не удавалось подтвердить высоко задранную планку (я в бизнесе 10 лет, я такой, я сякой) — в нем совсем разочаровывались и отзывались уже с насмешкой.
А ведь стоило правильно расставить акценты, расслабиться и больше ориентироваться на аудиторию, а не на свою мнимую крутизну, его бы воспринимали совсем иначе — и, что самое главное, в истинном свете: как хорошего, честного и настойчивого человека, пусть иногда и делающего ошибки (а ошибки могут сближать людей как ничто!).
Короче. Шахерезада заканчивает дозволенные речи и оставляет вам мораль сей сказки. А звучит она так:
Самопредставление (самопрезентация) — отнюдь не состязание в крутости. К каждому случаю вы должны подходить осознанно, прочувствовав ситуацию и тех, кому себя представляете.
P.S. Сейчас мы говорили именно о самопрезентации личности, однако выведенный выше принцип — это закон, относящийся ко всем случаям. Вряд ли нужно это доказывать. В дальнейшем мы поговорим и о самопредставлении, которое нужно для установки кратковременных отношений (полная противоположность самопрезентации личности), но это правило, подчеркиваю, действует всегда.

Один комментарий

  1. Спасибо Вам за интересный блог!

    Я прочитала ваши статьи по данной теме и мне показалось, что во всех статьях вы акцентируете внимание не на основные принципы самопрезентации, они одни и те же, а на технику самопрезентации.
    То есть важно правильно реализовать те самые общепринятые принципы: подстройка и т.д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *