Самопредставление: важнейший принцип

Продолжаем разговор о самопредставлении (то это мы все самопрезентация, самопрезентация - можно и по-русски сказать). Начало было положено в недавних постах Самопрезентация: основы а также Самопрезентация личности.

Во вчерашней статье я рассуждал на тему "самопредставление личности". Так как разговор шел именно о личности, то я выдвинул следующий тезис как основной: презентуя себя как личность (что необходимо для построения длительных успешных отношений), нужно быть максимально открытым и искренним, чтобы дать возможность собеседникам верно вас понять и оценить.

Поэтому возникает следующий вопрос - а нужны ли тогда какие-то ухищрения для самопредставления? Если нужно как раз избавиться от всяких ухищрений (см. выше)? Если нужно всего лишь быть искренним и открытым? Зачем вообще рассуждать на тему самопредставления или самопрезентации? Какой в этом смысл?

А смысл в этом такой. Вы в любом случае должны делать осознанные и управляемые самопредставления, потому что если они будут происходить стихийно, то мнение о вас сложится не совсем правильное, а иногда и обратное.

Все дело в том, что мало быть искренним (см. предыдущую статью). Вам необходимо найти "точки пересечения" с вашим собеседником, общие, гармонирующие черты, чтобы он верно вас понял.

Этот пост вызван не неуважением к читателям. Я вовсе не думаю, что нужно повторять свои мысли два раза для надежности и понимания. Просто буквально вчера на глаза попался яркий пример, до чего может довести неправильное самопредставление.

У меня есть знакомый - энергичный и вообще неплохой человек. Кстати, очень любящий порассуждать и поприменять техники самопрезентации, о которых нам любят проповедовать гуру популярной психологии успеха. И что в итоге? Теми, кто общается с ним неделю-другую он воспринимается как карьерист и нахальный тип - а все потому что он делает излишне агрессивные самопрезентации.

Я понаблюдал за ним несколько раз и лишний раз убедился, насколько был прав относительно двух ключевых моментов - искренности и точек пересечения.

Мой знакомый был не вполне искренен - он испытывал сильное волнение перед аудиторией, и, презентуя себя, был излишне напорист. Точек пересечения он искал только формально - в виде риторических вопросов, а на самом деле пытался подавить своих собеседников.

В итоге: сразу после самопрезентации у тех, кто его слушал возникало смутное ощущение неприязни, а впоследствии, когда ему не удавалось подтвердить высоко задранную планку (я в бизнесе 10 лет, я такой, я сякой) - в нем совсем разочаровывались и отзывались уже с насмешкой.

А ведь стоило правильно расставить акценты, расслабиться и больше ориентироваться на аудиторию, а не на свою мнимую крутизну, его бы воспринимали совсем иначе - и, что самое главное, в истинном свете: как хорошего, честного и настойчивого человека, пусть иногда и делающего ошибки (а ошибки могут сближать людей как ничто!).

Короче. Шахерезада заканчивает дозволенные речи и оставляет вам мораль сей сказки. А звучит она так:

Самопредставление (самопрезентация) - отнюдь не состязание в крутости. К каждому случаю вы должны подходить осознанно, прочувствовав ситуацию и тех, кому себя представляете.

P.S. Сейчас мы говорили именно о самопрезентации личности, однако выведенный выше принцип - это закон, относящийся ко всем случаям. Вряд ли нужно это доказывать. В дальнейшем мы поговорим и о самопредставлении, которое нужно для установки кратковременных отношений (полная противоположность самопрезентации личности), но это правило, подчеркиваю, действует всегда.