Как выработать хорошую дикцию и исправить недостатки голоса?

«Уникальный тембр», «не голос, а чудо», «мороз по коже» — примерно такие комментарии вы обнаружите на YouTube под фрагментами сводок Информбюро, которые начитаны Юрием Левитаном.

Трудно поверить: когда Левитан поступал в кинотехникум, члены приемной комиссии от души посмеялись над его произношением. Он заметно картавил, по-владимирски окал.

Зычный тембр «голоса эпохи» раскрылся и зазвучал без помех только благодаря интенсивным тренировкам.

Даже порядком далекую от идеала речь можно «поставить».

Что мешает вам говорить красиво?

Ждете упражнений? Прежде чем нацеливаться на них, давайте устраним органические нарушения голоса.

Тренировки не дадут полновесного результата, если (и — пока) у вас есть:

  • патологии органов, обеспечивающих артикуляцию — например, слишком короткая уздечка языка, нестандартный прикус, полипы гортани;
  • ОРВИ, ОРЗ, другие респираторные заболевания;
  • функциональная афония (временная потеря голоса — от неё обычно страдают профессиональные лекторы, вынужденные выступать перед большой аудиторией по 5-6 часов в день);
  • серьезные психологические зажимы — панический страх перед публичным выступлением и т.п.

Любой из пунктов приведенного списка — железобетонный повод для обращения к врачу. Доктор умный (будем на это надеяться), он найдет способ решить проблему.

А вот задачи, над которыми вам придется поломать голову самостоятельно. Чтобы воспользоваться всеми природными возможностями голоса, необходимо отказаться от вредных привычек.

Как пишет А.И.Савостьянов в пособии «300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией», у курильщиков и любителей спиртного «слизистая оболочка артикуляционных органов набухает, делается красной, отечной, края голосовых складок становятся неровными, шероховатыми, появляется слизь на краях складок, голос звучит грубо».

К вредным для ораторов удовольствиям также относится переедание, особенно — на сон грядущий. Нырнув в постель сразу после плотного второго ужина, вы рискуете проснуться с хрипотцой:  высока вероятность, что едкое содержимое желудка ночью попадет в пищевод.

Хорошая дикция — это…

Начитайте на диктофон произвольно выбранный литературный текст и прослушайте запись, стараясь заметить первостепенные проблемы. Еще лучше — просмотрите видео с одного из ваших реальных выступлений перед публикой; заодно будет возможность оценить артикуляцию.

На что обращать внимание?

Самые распространенные дефекты при говорении:

  • слишком высокий или, напротив, «вялый» темп, связанный с недостаточной подвижностью языка, губ, нижней челюсти;
  • сбивающийся ритм, отсутствие плавности речи;
  • проглатывание звуков — в начале, в середине, на стыке слов;
  • фонетические искажения и подмены.

В последнем случае отклонения часто объясняются говором — привычкой произносить слова в стиле бабушек-соседок. Проследите, нет ли у вас:

  • цоканья – зайцики (зайчики);
  • чоканья – палеч (палец);
  • шоканья – шайник (чайник);
  • соканья –  яйсо (яйцо)
  • хгеканья – стух (стук);
  • дзеканья – дзядзя (дядя);
  • замены т’ на ч – снячь (снять);
  • смягчения т в конце слов –  ведёть (ведёт);
  • неоглушения в – девка (дефка)
  • оканья – платьё (платье);
  • яканья – сястра (сестра);
  • иканья – дисна (десна);
  • ёканья – денёг (денег);
  • еканья – по петам (по пятам);
  • ыканья– пыдыйди (подойди);
  • эканья – прэшу (прошу);
  • уканья – угурец (огурец).

Спросите об изъянах вашего произношения знакомых: со стороны виднее (точней, слышнее).

Работа над речью: ваши основные действия

Честно признаться, мне следовало бы дать вам один-единственный совет: ищите, где в вашем городе проводятся курсы по технике речи. Не найдёте ни одного варианта — пытайтесь выйти на специалиста окольными путями: звоните в ближайший театр, на факультет журналистики, в педуниверситет, на радио.

Человеческий голос — сложнейший музыкальный инструмент. Его настройка — целая наука. Ну не будете же вы, скажем, самостоятельно настраивать фортепиано по постам из блогов — при всем моем теплом отношении к www.samorazwitie.ru!

А.И.Савостьянов рассказывает:

Занятия по голосу идут от простого к сложному. Сначала педагог показывает студенту упражнения, приучающие верно направлять звук, не напрягаясь и не применяя на первых порах большой силы. Когда студент научился свободно выполнять это, педагог дает упражнения на развитие голосового диапазона, силы звука, полетности.

Все перечисленное (плюс обязательную артикуляционную гимнастику, комплексы для разработки дыхания и вспомогательный массаж) куда удобнее продемонстрировать, чем описать на словах.

Из личного опыта (я в свое время ходила на технику речи как будущий журналист) добавлю, что в группе тренироваться проще. Когда широко открываешь рот перед зеркалом в прихожей и голосишь на потеху домашним: «Бааа, бааа, бааа, бааа!», попробуй-ка остаться серьёзным и раскрепощенным. Если же вместе с тобой в специально выделенной аудитории «бабакают» еще пятеро взрослых, все вроде как и нормально.

Что ж поделать, зависим мы от окружения… И — от бытовых обстоятельств. Так и представляю читателя, который разочарованно гундосит себе под нос: «Нууу, учеба, работа, кот за креслом нагадил, только курсов для счастья и не хватает… Мне бы пару простых заданий, чтоб делать в свободную минуту».

Упражнения для развития правильной речи у взрослых

Какой-то толк, естественно, будет и от самостоятельных попыток исправить речь.

По крайней мере, вы начнете за нею следить.

Тексты для чтения вслух: что они собой представляют и где их найти

Универсальный материал для тренировок — скороговорки.

Попробуйте на зуб слепленную из них глыбу — сразу почувствуете, насколько лучше вы могли бы управлять собственной речью:

Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь, речь умом красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой – тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали; у нас на дворе-подворье погода размокропогодилась; сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, нужно колпак переколпаковать, перевыколпаковать, нужно колокол переколоколовать, перевыколоколовать; нужно все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить, и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь.

Если решите использовать этого фонетического монстра для регулярной тренировки, не пытайтесь наращивать темп. При совершенствовании дикции, как при изучении десятипальцевого набора на клавиатуре, важно контролировать правильность действий, скорость же приложится автоматически.

Подберите для ежедневного повторения скороговорки непосредственно под свои нелюбимые звуки (см.  М.В.Смирнова,  «2500 скороговорок» и другие подобные сборники).

Выразительно читайте стихотворения со сложным ритмом или обильной звукописью.

Из Маяковского подойдет чуть ли не что угодно. У других авторов можете взять для проработки:

  • А.Пушкин, «Адели»;
  • В.Брюсов, «Буря с берега»;
  • М.Цветаева, «Рябину рубили зорькою»;
  • А.Фет, «Летний вечер тих и ясен»;
  • К.Бальмонт, «Ржали громы по лазури»;
  • И.Бродский, «Не выходи из комнаты».

Все тексты, признанные специалистами за тренировочные, а тем более разнообразные звукосочетания на каждый проблемный случай я назвать не сумею — для этого придется писать книгу.

А в такой книге, по сути, и нужды нет. Уже существуют очень достойные самоучители. Штудируйте их.

Рекомендую сначала раздобыть пособие «Речевой тренинг: дикция и произношение» Л.Д. Алферовой. Книжка подготовлена преподавателем кафедры сценической речи Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Объем издания небольшой, теории минимум, практики максимум. Материал четко структурирован: упражнения распределены по назначению — созданы отдельные подборки заданий на исправление шепелявости, артикуляцию «р» и т.д.

Другой вариант — книга дважды упомянутого выше А.И.Савостьянова «300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией». В ней основательно охвачена теоретическая часть дела. Упражнения начинаются примерно с середины, сопровождаются подробными комментариями.

Неплохие задания найдутся у Э.М.Чарели («Как развить дыхание, дикцию, голос»). Чарели в том числе обращается к смежным темам — пишет о восточных гимнастиках и, хм, приводит советы экстрасенсов по созданию благоприятного биополя.

Ещё пара приемлемых источников уже без обращения к экстрасенсорике:

  • Р.Я.Залмаева, «Сам себе логопед»;
  • С.Е.Большакова, «Речевые нарушения у взрослых и их преодоление»

Полистайте несколько пособий и остановитесь на одном.

Желаю вам достигнуть если не планки Левитана, то хотя бы уровня, на котором не придется дважды повторять сказанное.

Поделиться
Плюсануть
Отправить
Класснуть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *