Как быстро запомнить информацию и не забыть её уже через неделю?

Хватит списывать контрольные со шпаргалки и читать собственные доклады по бумажке. Вы отлично можете «загрузить» в память десятки страниц текста, причем даже в экстренном порядке. Главное — правильно усваивать материал. 

Ничего не запоминается… Почему?

Как говорит автор одной из популярных книг по мнемотехнике Станислав Матвеев (1),

Зачастую процессы, играющие ключевую роль в работе памяти, наталкиваются на проблемы психологического и физиологического характера.

Вот помехи, с которыми способен столкнуться каждый.

Сомнения в собственных силах

Человеку, отвыкшему работать с информацией, кажется, что выучить большой объем данных нереально в принципе. Ерунда!

Мемористы (совершенно обычные земные люди, для которых запоминание — хобби) воспроизводят тысячи символов без единой ошибки.

В 2016 году 70-летний учитель Владимир Кондряков из города Химки по памяти написал на школьной доске 13 183 знака математической константы пи. Он сделал это в присутствии комиссии «Книги рекордов России», побив предыдущий рекорд более чем на 2000 знаков.

Допустим, ваш мозг не натренирован, но ведь и задача у вас сравнительно простая. Любой связный текст воспринимается куда легче, чем сплошные абстрактные цифры.

Отсутствие интереса

— Дорогой, помнишь, как Шерон Стоун в «Основном инстинкте» ножку на ножку закидывала?

— Естественно, помню!

— Ага, а хлеб он купить забыл!

Шутки шутками, но наша память действительно разборчива: легко в ней сохраняется только то, что вызывает живой эмоциональный отклик.

Попробуйте вникнуть в тему поглубже — например, почитайте по ней пару-тройку неформально написанных статей. Если вы зеваете над собственным докладом или сценарием, работайте над его содержанием еще и еще — пока у вас не разгорятся глаза.

Усталость и перевозбуждение

Студенты во время сессии отказываются от еды и сна — выкраивают время для зубрежки. Подобные глупости подчас делают и взрослые люди: перед важным событием сидят над бумагами до середины ночи.

Обойдемся без фанатизма.

Лягте вовремя (подробный ответ на вопрос «Во сколько нужно ложиться, чтобы работать эффективно?» — здесь), просто встаньте пораньше — утро вечера мудренее.  По-настоящему себя кормите.

Интеллектуальной деятельности способствуют:

  • орехи, яблоки, виноград, смородина;
  • помидоры, брокколи, шпинат;
  • рыба разных сортов (лосось, сардины и др.);
  • оливковое масло.

А вот напитки-энергетики вас не выручат. За всплеском активности, который они вызывают, обязательно последует упадок сил. Вдруг он придется завтра на самый ответственный момент?

См. также Что делать, если трудно сконцентрироваться на работе

Приемы мнемотехники, которые помогут выучить много информации за один день

Обычный способ заучивания — метод активного повторения. Вы считываете один отрывок, проговариваете его про себя, затем стараетесь присоединить к нему следующий и вспомнить все с самого начала.

Ничего криминально плохого в этом способе нет. Оставьте его за основу, просто освойте вспомогательные приемы.

Мнемотехника поможет вам быстрее запомнить трудные места текста — даты, имена собственные, термины, требующие дословного повторения цитаты.

Практически все ее методы основываются на трансформировании неудобоваримых данных в яркие образы.

Любая единица информации может вызвать в воображении картинку. Скажем, look — лук, 8 — веточка мимозы, рефлекс Гийена-Триумфова (простите, ученые, ничего личного) — торжествующую гиену, которая стоит на пьедестале почета и задирает нос.

М.А.Зиганов, В.А.Козаренко, А.Н.Семин в пособии «Техника запоминания иностранных слов» (2) объясняют:

Естественные ассоциации — это взаимосвязи, образовавшиеся в мозгу при восприятии взаимосвязанных зрительных объектов или других сигналов, смежных во времени. Такие ассоциации являются основой непроизвольного (автоматического) запоминания.

Ловите появляющиеся образы за хвост и комбинируйте в эффектную картинку. Когда простые, внятные ассоциации не возникают, дробите единицу смысла на фрагменты. Слоги будут как минимум напоминать начало знакомых слов.

Как именно соединять один образ с другими?

Метод Цицерона (система мест)

Эта техника позволяет быстро запоминать последовательность образов. Она очень полезна для «записывания» структуры текста — мнемотехника работает не только  на уровне отдельных слов.

Выберите группу объектов, которые занимают постоянное положение в пространстве относительно друг друга — предметы мебели, постройки во дворе под окнами.

Разместите на них образы  последовательности, которую нужно будет восстановить при передаче информации.

Метод локаций

Суть аналогичная, но за опорной структурой служат следующие друг за другом пункты хорошо знакомого пути — допустим, из дома на работу.

Можно использовать и ровную «цепочку», и ответвления от нее — переулки благополучно вместят в себя второстепенные по значимости лирические отступления.

Метод выделения деталей

Иногда опорные образы бывают организованы так, что их хочется «разместить» на конкретной вещи или даже живом существе.

Почему бы и нет? Дерзайте!

Еще несколько полезных уловок

Кроме перечисленных способов в учебниках по мнемотехнике описывают:

  • составление аббревиатур и предложений, слова которых начинаются на буквы-подсказки (классика жанра — «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания цветов радуги);
  • подбор рифм;
  • выделение ключевых понятий и т.д.

Для регулярного выучивания однотипных символов есть смысл создать постоянные коды.

Е.Е.Васильева, В.Ю.Васильев в «Секретах запоминания чисел» (3) упоминают удобный код, предложенным Ю.К.Пугачом. В соответствие каждой цифре ставится одна буква.

Преимуществом этого кода является то, что он довольно быстро запоминается, т.к. цифрам 0, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 присваиваются первые согласные буквы их названий. Исключение составляют только цифры 1 и 2, но и это легко запомнить, назвав их оценками, т.е. 1 – Колом, а 2 – Лебедем.

Получается, что 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 — н к л т ч п ш с в д. Пример: 19 — кд (ассоциации — кеды, кедр, кадет, кадушка), 38 – тв (трава, творог, ТВ). Ставим кеды на телевизор, и 1938 год у вас в кармане — точнее, в памяти.

Чертите таблицы и диаграммы, рисуйте интеллект-карты (то есть, схематически отображайте основные моменты в порядке от центра к краям листа).

Короче говоря, не задалбливайте информацию в память упрямым тупым повторением, а всячески пытайтесь распробовать ее на вкус.

Заодно потренируете интеллект.

Как работать с новым материалом, чтобы запомнить его надолго?

Досадный факт от Е.В.Косинской (4):

Ученый-психолог Герман Эббингауз в 1885 году путем экспериментов установил экспоненциальный характер процесса забывания. Было выяснено, что большинство студентов уже после первого часа забывают до 60% всей информации, а после 3-6 дней (в зависимости от сложности материала) сохраняют в памяти лишь 10%-20%.

Так и напрашивается риторический вопрос из известной английской шутки — Why study?! (Зачем учиться?!)

Ну-ну, не отчаивайтесь.

Есть три уровня памяти — иконическая (в ней информация оседает на несколько миллисекунд), кратковременная (удерживает данные на 15-30 секунд), долговременную (сохраняет воспринятые сведения сколь угодно долго).

Чтобы материал был допущен к длительному хранению, он должен получить гриф «Важно». Для этого вам придётся:

  1. воспринять информацию как важную, связанную с действительностью — об этом говорилось выше;
  2. признать, что школьные учителя не зря указуют перстом в потолок и торжественно произносят «Повторение — мать учения!»

Повторять придется, причем много. Начиная самостоятельно изучать какой-либо язык, имейте в виду (4):

Для того, чтобы качественно запомнить слово, необходимо его встретить не менее пяти раз в различных контекстах: прочитать его, произнести, воспринять на слух, написать, встретить в контексте других слов.

Аналогично и с другими видами информации. Увы.

Впрочем, к закреплению выученного опять же не воспрещается подойти творчески. Делитесь свежеприобретенными знаниями. Нет слушателя? Заведите блог.

Я, честно говоря, сама веду http://www.samorazwitie.ru не без корыстного интереса. Пишу-пишу, а к концу статьи выдыхаю: «Ух, пока объясняла, даже сама поняла».

Литература

  1. С.Матвеев, «Феноменальная память: Методы запоминания информации», М., «Альпина ПАБЛИШЕР», 2013
  2. М.А.Зиганов, В.А.Козаренко, А.Н.Семин, «Техника запоминания иностранных слов», М., «Образование», 2002
  3. Е.Е.Васильева, В.Ю.Васильев, «Секреты запоминания чисел», М., 2004
  4. Е.В.Косинская, «Методы изучения иностранного языка», «Территория науки», № 1, 2013
  5. Е.А.Разумовская, «Как быстро развить память для запоминания иностранных слов, цифр и любой информации», М.,, «РИПОЛ классик», 2018
Поделиться
Плюсануть
Отправить
Класснуть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *