На фанфики я всегда поглядывала со скептически поднятой бровью: чего ждать от автора, если он играет в конструктор из кубиков чужого бестселлера? Только развлекаловки для ленивого вечера.
И вот лучший друг прицепился ко мне, как клещ к собачьему уху: а прочитай «Гарри Поттер и методы рационального мышления» Элиезера Юдковского, ну прочитаааай, хочу об этой книжке поговорить именно с тобой! Правильно, кто ж ещё перелопатит 122 главы фанфика ради двадцати минут филологического трёпа….
Трепеща перед громадой объёма, я углубилась в книжку.
Энциклопедия рационалиста
Первый урок, который преподнесла мне книга — нельзя ставить жирный крест на чём бы то ни было после знакомства с парой кривых образцов.
Оказалось. что автор — не подросток-фантазёр, а специалист по когнитивной науке и искусственному интеллекту. «Методы» буквально пропитаны крепким, здоровым мировосприятием рационалиста.
Рассказывая свою историю о приключениях Гарри, Юдковский не только придаёт определяющее значение выстраиванию логики событий, но ещё и вживляет в текст интереснейшие научно-популярные иллюстрации. Он между делом описывает эксперименты, которые проливают свет на закономерности человеческого мышления, поведения, общения.
Вставки получаются органичными, поскольку Поттер в фанфике — мальчик-вундеркинд, по уши влюблённый в науку. При этом главный герой — человек со своими слабостями. Его действия — как прицельные, так и опрометчивые — опять же достойный предмет для обдумывания.
Все моменты книги, которые могли бы по достоинству оценить увлечённые саморазвитем люди, я упомянуть не смогу. Перескажу хотя бы несколько идей, исключительно для примера.
Об отношении к себе
Интересные отношения с собственным «я» складываются и у профессоров, и у Гарри, и у Драко, и у Гермионы (простака Рона Юдковский отодвинул в фоновые персонажи).
Из весьма забавных разговоров Гарри с воображаемыми представителями его личности — пуффендуйцем, когтевранцем, слизеринцем и гриффиндорцем — вырисовывается золотой принцип: то, что может быть разрушено правдой, должно быть разрушено. Обманывать себя даже в мелочах — тупиковый путь. Следуя этим путём, герой набивает больше шишек, чем все остальные, но в итоге выходит главным победителем.
У Гермионы опыт другой. Она больше живёт через окружающих. Оценивая себя, девочка часто ведёт в уме разговоры с близкими — например, с тем же Гарри. Ей безумно хочется быть хорошей.
В адрес всех, у кого много общего с Геримоной, автор направляет дельный совет:
Если тебя так сильно волнует мнение других людей, и ты чувствуешь себя несчастной всякий раз, когда их представления о тебе не совпадают с твоими собственными, то ты обречена быть несчастной всегда. (…) Чем больше ты пытаешься оправдаться перед такими людьми, тем больше они уверяются в своём праве судить тебя.
«Другие люди думают о твоих прошлых ошибках гораздо меньше, чем ты сам, поскольку ты — не центр их мира», — также говорится в книге. В некотором смысле человек обречён на эгоизм, но обязательно ли это беда?
Об отношении к окружающим
Рационализм Юдковского гуманистический. Жить эффективно по его представлению — не значит превратиться в равнодушного робота.
Что смертоноснее ненависти и не имеет предела? — Равнодушие.
Циниками опять же становятся не от большого ума:
Почему любого рода цинизм привлекает людей? Потому, что он кажется признаком зрелости, мудрости, как будто циник уже видел всё и знает лучше. Или потому, что, принижая, чувствуешь, будто сам становишься выше. Или у них самих нет фениксов, и потому их политические инстинкты говорят им, что нет никакой выгоды в том, чтобы хвалить фениксов. Или потому, что циникам кажется, будто им известен некий секрет, недоступный обычным людям, не знаю…
Стремление понять окружающих, умение дружить и брать на себя ответственность за родных людей, не причинять походя страданий без которых можно обойтись — вот это норма. Увы…
…люди не задумываются перед тем, как причинить боль. Они не пытаются представить, что им самим тоже могут сделать больно.
Мыслить широко без сознательного усилия не удаётся. Автор описывает очень выразительную ситуацию: когда у тебя просят пожертвовать денег на спасение из мазутного пятна одной несчастной птички, ты делаешь это охотно — её можно вообразить и пожалеть; когда речь заходит о сотнях страдающих птиц — они кажутся абстракцией, на которую не очень-то охота тратиться.
Ещё одна серьёзная проблема человека — в его готовности считать чужие промахи более серьёзными, чем свои.
Представьте, что вы пришли на работу и увидели, как ваш коллега пинает стол. Вы думаете: «Какой же у него скверный характер». В это время ваш коллега думает о том, как по дороге на работу его кто-то толкнул, а потом накричал на него. «Любой на моём месте тоже бы разозлился», — думает он. Мы не можем залезть людям в головы и узнать, почему они ведут себя тем или иным образом, вместо этого мы склонны объяснять поведение людей особенностями их характеров, своё же собственное поведение мы чаще объясняем наоборот — внешними обстоятельствами.
О мировосприятии
Близорукость человека проявляется и во взгляде на действительность:
То, во что верят люди, не ощущается ими как вера, они просто думают, что мир такой и есть.
Позиция безоговорочной веры в свои представления удобна, поскольку она ограждает от сложного, непонятного мира.
Большинство людей боится. Они проживают всю свою жизнь, окружённые парализующим страхом, который отсекает всё, чего они могут достичь, всё, чем они могут стать. Страхом сказать что-то не то или сделать что-то не так, страхом потерять своё имущество, страхом смерти и сильнее всего — страхом, что подумают люди. Нет ничего ужаснее такого страха. (…) Большинство людей проводят всю свою жизнь в ожидании подходящей возможности, а потом умирают.
Спасение от страха — здравый смысл и чёткие цели, не такие, как у Трейси Дэвис и тысяч реальных людей:
— У меня очень даже есть цель! — чуть не плача, воскликнула Трейси. — Я… Я… Я до завтра подумаю и пойму, какая у меня цель, но она у меня точно есть, я уверена!
О принятии решений
Поскольку методы рационального мышления — не менее важный герой книги, чем «мальчик, который выжил», автор постоянно сталкивает действующих лиц с необходимостью делать выбор.
Выбор этот часто подогревается внешними обстоятельствами — например, симпатией к инициатору затеи. С удовольствием цитирую моё любимое место:
-И всё же, почему он вообще решился на это?
-Моя рабочая гипотеза — потому что ты идиот, — сказал пуффендуец.
-Это не конструктивный анализ ошибок, — подумал Гарри.
-Если ты хочешь подробностей, — ответил пуффендуец, — то профессор Защиты Хогвартса сказал что-то вроде: «Давай вытащим Беллатрису из Азкабана!» и ты такой: «Давай!»
Не подобным ли образом по десять раз на дню делаем свой выбор и мы? Да что уж, иногда мы ухитряемся облюбовать некие грабли и прыгать на них с трагическим упорством раз за разом…
Глупость — это когда повторяешь одно и то же и ожидаешь разного результата.
«Чем сложнее задача, тем более склонны люди решать её немедленно». Немедленно и — как-нибудь полегче — скажем, заявить, что дело швах и уже всё равно ничего не попишешь, пусть ситуация разрешается сама. А ведь до разумного решения, как правило, не столь далеко.
Никогда не говорите «невозможно», пока не возьмёте в руки часы и не подумаете над задачей пять минут. Не метафорических, а самых настоящих пять минут.
Где раздобыть книгу?
«Гарри Поттер и методы рационального мышления» я читала в русском переводе. Как выяснилось, переводчики работали бесплатно, по собственной инициативе (показательно, а?).
Книжка свободно распространяется, поэтому могу с чистой совестью дать на неё ссылку: http://hpmor.ru/
С другом, жаждущим беседы о рациональности, я обсудила фанфик Юдковского вдоль и поперёк. С интересом откликнусь и на ваше мнение.