Саморазвитие творческого человека: основные пункты

Сразу расставлю точки над i. По моему глубокому убеждению, творческий человек принципиально не отличается от любого другого. В таинственную избранность гениев, позволяющую им создавать шедевры по наитию, я не верю.

Даже если пианист, режиссёр или художник искромётно талантлив, ему всё равно надо работать над собой. 

Творить, а не вытворять

Начитавшись историй о жизни великих людей, так и хочется сделать удобный вывод: гений прямо-таки должен плевать на все условности замшелого общества.

Биографии мэтров пестрят историями о картах и абсенте, о борделях и дружеских предательствах, о сумасбродных выходках. Но кто сказал, что авторы монографий и статей не пристрастны в подборе фактов?

«Жёлтыми» сюжетными ходами легко привлечь внимание читателя, поэтому делать на них акцент выгодно.

На примере с литераторами: из тяжёлого характера Толстого популярные публикации получаются («Лев Толстой всю жизнь боролся с похотью», «Лев Толстой и Софья Андреевна: драма у постели умирающей» и  т.д.), а, скажем, про интеллигентного и деликатного доктора Чехова на развлекательных сайтах вспоминают редко.

Вот в тему цитата из письма Чехова жене:

Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр., и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что.

Люди богемы, которые позволяют себе ни с кем не считаться, в 90% случаях становятся несчастными. Им редко удаётся создать настолько поразительные вещи, чтобы перекрыть проявления банального эгоизма.

Подытожу: пункт первый в саморазвитии творческого человека — работа над характером.

На что опираться? Для начала — хоть на простое правило из нагорной проповеди: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Live and let live.

Сам себе организатор

На втором месте в моём топе задач по творческому саморазвитию — совершенствование навыков личной эффективности.

Далеко не всяким делом удаётся прокормиться, обычно для любимого занятия — как минимум на первых порах! — надо кропотливо выкраивать свободное время.

Имеет смысл:

  • составить адекватный режим дня и ориентироваться на него;
  • научиться концентрироваться.

Творческому человеку всегда полезно натренироваться в публичных выступлениях и ведении переговоров. Хорошо было бы: создал шедевр, и весь мир автоматически им проникся. Увы, так случается только в мечтах семнадцатилетних служителей искусства.

Счастливая судьба почти каждого знаменитого произведения старательно сделана чьими-то руками.

Исключительно важно приучить себя правильно относиться к неудачам, рассматривать их как ценный опыт, а не как поставленный на жизни крест.

Уолта Диснея (фамилия Дисней — такой известный бренд, что упоминать о роде занятий этого человека ни к чему) в своё время уволили из газеты «Канзас-Сити», поскольку сочли «недостаточно творческим». Он мог прислушаться к вынесенному приговору, но нашёл в себе силы идти дальше — как оказалось, не зря.

Стоя на плечах гигантов

Я часто встречаю людей, которые измеряют значимость произведения по его формальной новизне. Собрать хлам с комода, принести на выставку и рассыпать в произвольном порядке — это для них классная инсталляция, написать реалистичный пейзаж маслом — провинциальная банальщина. При подобном подходе мастерство обесценивается, а учёба оказывается излишней.

Нет, я не против авангарда. Пусть расцветают сто цветов. Однако мне кажется, что даже самый радикальный авангард надо создавать с глубоким пониманием дела: трудно с блеском нарушать правила, если их не знаешь.

Взять хотя бы Пикассо. Его ранние работы — «Портрет матери», «Знание и милосердие»- выполнены в академической манере. Художник сначала просто научился рисовать и только потом уже начал писать людей о двух головах.

Изучать законы мастерства, конечно, лучше всего в вузе, но самообучение тоже не помешает.

Надо пересматривать великие полотна/переслушивать гениально написанные песни/перечитывать классику и думать: а как это работает? а почему автор выбрал именно эту композицию? и далее по списку.

Профилактика профдеформации

Предположим, некто творческий товарищ — ну, пусть будет для разнообразия талантливый фотограф — преуспел в саморазвитии по всем трём уже названным направлениям. Он милейший трезвый человек, настоящий виртуоз планирования. У него дома хранится — и не покрывается пылью — целая библиотека книг по искусству фотографии. Его работа — съёмка, его отдых — посещение мастер-классов по фото.

Что не так? Парень при всех его способностях рискует стать занудой, закрытым для реального мира. На вечеринке он затащит в уголок несчастную жертву и станет читать ей лекцию о гиперфокальном расстоянии. Давнему другу, у которого из фототехники в наличии только ветхая «мыльница», на день рождения он преподнесёт комплект отражателей. И — самое печальное — мастер однажды обнаружит, что клиенты перестали понимать его идеи.

Искусство, оторванное от жизни, делается абстрактным и поверхностным.

Вы уже поняли, о чём я. На алтарь прекрасного можно приносить жертвы, но самому туда укладываться не стоит.

Для профилактики профессиональной деформации годятся — навскидку — дополнительные хобби, познавательные книги, новые знакомства.

Об этом я как-нибудь напишу отдельно.

Поделиться
Плюсануть
Отправить
Класснуть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *