Нельзя постоянно делать только то, что надо, бормоча под нос: «Эх, на свете счастья нет, но есть покой и воля…» Существует на свете и счастье.
Верный способ его почувствовать — занятие любимым делом.
Почему не получается выкроить несколько минут и провести их в удовольствие?
Семейные люди легко привыкают к гиперответственности. Они знают, что зарплата с неба не посыплется и носки себя не постирают, вот и стараются успеть за день как можно больше. Я сама такая.
Запомните:
Всех дел не переделать никогда.
Я эту мудрость услышала от женщины, которая вдвое старше меня — от пожилой медсестры, которая делала мне массаж в санатории. Она рассказала, что в молодости постоянно торопилась и суетилась, а потом вдруг поняла: бесконечная бытовая суматоха заберёт ровно столько времени, сколько ей отдашь.
Выбирает сам человек: он может двинуться на чистоте и вылизывать квартиру каждый вечер, превратив свою жизнь в борьбу с пылью, а может выделить хотя бы один вечер в неделю на милое сердцу увлечение.
Вы возразите: «Но ведь некоторые дела нельзя отменить! Нельзя не помочь ребёнку с уроками, надо принести продукты пожилым родителям….»
Здесь я обращусь уже не к житейской мудрости, а к авторитету Стивена Кови (см. «7 навыков высокоэффективных людей»). Не скажу, что в его учении о личной эффективности меня восхищает абсолютно всё, но под его рассуждениями на тему делегирования руководства подпишусь с удовольствием.
Делегирование руководства по Кови — творчески организованная передача обязанностей. Ваш сын вполне способен отнести продукты бабушке-пенсионерке и ей же пересказать параграф, который нужно выучить для контрольной. Вы тем временем займётесь рукодельем. Но подавать эту идею близким в формате ультиматума не стоит. Им вряд ли понравится, что их временем распоряжаются без их участия.
Стивен Кови пишет:
Многим людям — производителям свойственна парадигма делегирования исполнения. Они не представляют себе, как организовать делегирование таким образом, чтобы другой человек принял на себя ответственность за достижение результатов. Они сосредоточены на методах исполнения, поэтому ответственность за результат ложится на них самих. Но много ли работы можно сделать таким образом? И каким количеством людей можно управлять, учитывая необходимость контроля за каждым их движением?
Никто не знает ваших близких настолько хорошо, как их знаете вы. Выберите полномочия, которые будут под силу родным, потом подумайте в духе выиграл-выиграл (win-win). Не соглашайтесь на самый простой способ — заплатить ребёнку мороженым, а сердобольную мать убедить посредством нытья.
Примерно такая же схема применима и к работе — если, конечно, вы не предприниматель одиночка, из экономии лишающий себя даже услуг секретаря.
Глубоко углубляться в теорию делегирования я сейчас не стану — лучше почитайте оригинал.
От себя ещё добавлю, что находить время для хобби поможет чёткий режим дня. Поставьте себе за правило регулярно освобождать для любимого занятия определённый отрезок времени — например, воскресенье с 15:00 до 20:00. Ориентируясь на конкретное время, освободиться от рутины гораздо проще. Вы сами заметите, что быстрее справляетесь с хлопотами в ожидании награды — хорошего, содержательного отдыха.
А еще лучше сделать хобби любимым делом. У меня знакомая семья собирала-собирала всякие штуки с кофе связанные, помню, как на годовщину сами им на виолити еще подбирали старинную кофемолку, а теперь у них своя кофейня, где они и работают и отдыхают, ибо занятие любимое