Знаете выражение «интернет-сёрфинг»? Зашёл человек в Сеть и скользит по страничкам, как по гребню волны. Здесь прочитает две строчки и посмеётся, там выхватит случайно попавший на глаза полезный совет…
Если главная задача человека — убить время за столиком кафе в ожидании капуччино, подобный подход к восприятию информации вполне нормален.
Плохо только, что сёрфинг легко входит в привычку, которая распространяется на обработку новых данных как таковых.
Вершки и корешки
По роду службы я бываю в Интернете практически каждый день.
Я привыкла чувствовать, что информации о самых разных вопросах бытия прорва, причём многие тексты написаны левой ногой начинающего копирайтера. Мне нельзя тратить время на доскональное изучение каждого материала; гораздо эффективнее пролистывать странички, игнорируя «воду» (по стилю легко догадаться, в каком абзаце автор даст себе волю и выкатит сотню-другую знаков ни о чём).
Получается, по сути, тот же кафешный сёрфинг, просто по обязанности и на заданные темы.
Вечером я люблю что-нибудь почитать для удовольствия и общего развития — уже не за компьютером, а с е-бука.
Недавно взялась за «Пер Гюнта» Ибсена — заинтересовалась пьесой через григовскую «Песню Сольвейг» (это одно из самых понятных музыкальных произведений для новичка вроде меня). Книжка пошла хорошо, количество оставшихся страниц убывало внизу экрана с весьма впечатляющей скоростью. В определённый момент я поняла, что читаю один из шедевров мировой литературы так, будто это копирайтерский текст в духе «Топ-десять способов добиться успеха». Собираю вершки, ухватываю линию содержания и — всё.
Задумалась, и поняла, что читаю по диагонали даже научпоп. Вникла — ладно, застряла — едем дальше.
Непорядок! Отматывать страницы для галочки — полная дурь. Я же теряю не только факты, но и 90% удовольствия. Чем глубже понимаешь все нюансы сюжета или какого-нибудь исследования, тем меньше в тебе равнодушия. Удалось вникнуть, затратив усилия — поневоле начинаешь информацию драгоценной собственностью.
Как заставить себя копать глубже?
Надо чётко разграничивать в сознании категории информации. Прежде, чем приниматься за любой текст (или, пожалуй, следует брать шире — говорить и о музыке, и о фильмах, и даже об общении), стоит спросить себя: «Что я хочу получить на выходе?».
Это как минимум. Взрослый человек способен переключить голову на адекватный режим работы.
Чтобы не забываться при чтении глубоких художественных произведений, в которых нет случайных абзацев, можно стать коллекционером цитат. Нацеленность на поиск ёмкой универсальной фразы не даст скользить по вершкам. Важен сам процесс. Впрочем, перечитать результат тоже будет приятно — словно порыться в коробочке с любимыми мелкими сувенирами.
Если информация фактическая и её не мешало бы запомнить, есть смысл регулярно записывать после чтения самое-самое главное. Это позволит воспринимать новое более вдумчиво.
Ещё идея — ставить задачу впоследствии поделиться прочитанным (лучше с живым человеком, но сойдёт и разговор с собой в дневнике).
Вот и опробую одну их этих техник на «Пер Гюнте» — похоже, лучше будет начать читать его с нуля…