Для начала небольшое, но необходимое вступление.
Словечко «проект» (мне больше нравится — проЭкт) ныне весьма модно. Кто только их не делает. Доходит до смешного — нынче каждый второй норовит обозвать свой куцый бложик «проектом».
То есть. Не знаю уж с чьей подачи, но словечко на букву «П» уже порядком поистрепалось и навязло в зубах. И это плохо. Потому что в результате сложились определенные стереотипы, мешающие делать настоящие проекты.
На мой взгляд, возникло вообще непонимание того, что такое проект в современном мире. С одной стороны, конечно же, все правильно: это любое дело с поставленными целями и задачами.
Но с другой…
(Дальше идет только и исключительно мое мнение, доказывать которое я не буду. Принимайте как хотите.)
С другой стороны «просто дело» в 90% случаев лишено всяких шансов. Просто дело — скажем, помощь бродячим собакам — не есть проект. ПроЭктом будет только такое дело, которое спланировано так, что продвигает и развивает само себя — точнее, имеет подобный потенциал.
Сейчас поясню.
На мой взгляд, проект — это нечто вроде шестеренки, которая вращается не только и не столько потому, что ее крутят руками. Она крутится потому, что сцеплена с другими шестеренками и они отдают ей часть своего движения.
Все еще непонятно? Ничего страшного. Вот смотрите:
(Авторские права на изображение: Автор user:Sador (Own work/Création personnelle) [GFDL (www.gnu.org/copyleft/fdl.html) undefined CC-BY-SA-3.0 (www.creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/)], undefined).
1 шестеренка — это стремления, желания, потребности, деятельность других людей.
2 шестеренка — это ваш проект, который в чем-то уникален, что позволяет ему удовлетворять потребности людей, которые, как бы взамен, двигают его колесо.
Ну а теперь — пример для полной ясности.
Возьмем любой популярный сайт. Ну, например, Яндекс. Прекрасный пример дела, которое возникло как шестеренка, вращаемая чужими потребностями. Смотрите: возник Рунет, появилось множество сайтов и множество людей которым нужна и интересна определенная информация. Вот так за пару лет и появилась огромная ниша для поисковой системы. Они ничего не навязывали (ну, чуть-чуть рекламы, само собой). Огромная популярность Яндекса основана в первую очередь на том, что это действительно нужный для огромного числа людей сервис.
Вообще-то это довольно банально. «Хорошее дело то, что имеет спрос» — не очень-то новая истина.
Вот только часто из вида упускается, что «вспомогательных шестеренок» может быть не одна. И даже не одна сотня. Ведь любой проект — штука сложная. Имеющая много нюансов. Много подразделений и направлений. Если поддержкой извне пользуется только самая главная, общая идея предприятия — то эффект не так уж и велик.
А вот если тот, кто ведет дело, постоянно задает себе вопрос: «как можно реализовать этот этап чужими руками? как привлечь чужие руки, чтобы они стали делать что-то с радостью? на каких интересах можно сыграть?» — вот тогда шансы вырастают очень серьезно.
Пример. Часто ли вам приходится выгребать из почтового ящика (настоящего, не электронного) всяческий рекламный хлам? И выбрасывать его в мусорное ведро? А можете себе представить, что вы бережно берете одну такую бумажку и храните дома годами? А ведь такое бывает. Недавно рассказали о такой рекламной идее: агентство недвижимости на одной стороне напечатало свою рекламу, на другой — адреса, телефоны и время работы нотариусов в округе. Для многих это полезная информация — и люди сохраняют проспект. Более того, они видят эту рекламу снова как раз тогда, когда задумываются о крупных покупках/продажах. Неплохо, правда?
Отдельно выводы оформлять не буду. Все достаточно ясно, я надеюсь. Тем более что в этом посте я старался передать не пару-тройку деревянных правил, а свое ощущение того, что такое хороший проект на самом деле.
Еще читать:
Другие материалы блога тут, свежая статья на сайте «размир.ру» — «Почему не работают хорошие советы?» (и как с этим бороться, само собой).
Успехов!