В этой статье я буду с удовольствием вспоминать свои студенческие деньки и делиться опытом пяти долгих лет. Всем студентам посвящается!
Любопытная складывается ситуация – студентов в стране миллионы, большинство из года в год испытывает одни и те же проблемы и затруднения, а информации, как с ними справляться в Сети практически нет. Десяток найденных через Гугл страничек просвещает студентов, как правильно готовиться к экзаменам и убалтывать преподавателя – и все! Как будто студенческая жизнь ограничена экзаменами… Скорее, наоборот – экзамены занимают очень незначительное место в жизни студента: “от сессии до сессии живут студенты весело”.
(Хотя: мне также удалось найти переводную статью другого рода, напичканную благоглупостями про мотивацию и самодисциплину)
Поэтому написать статью про то, как добиваться успеха в вузе и вообще как сделать, чтобы пять (у кого-то шесть) лет учебы не пошли коту под хвост, просто необходимо.
Приступим-с.
Совет номер ноль. Начинаю с нуля, потому что совет адресован выпускникам школ и абитуриентам. Обычно в конце 11-го класса у школьников начинается натуральная горячка: сдать выпускные экзамены (ну, ЕГЭ), протиснуться в универ… Девизом этих дней служит “лишь бы поступить, все равно куда”.Это крайне вредный и неправильный подход. В 17 лет мало кто задумывается над важностью выбора места учебы – а зря, ведь это неслабо влияет на всю оставшуюся жизнь. Поэтому я предлагаю абитуриентам (буде таковые читают статью) ответить на несколько вопросов:
1. Почему я иду поступать в этот вуз? .Чего я жду от учебы?
2. Чем я буду заниматься после вуза? Как знания или знакомства, которые я получил в этом вузе, помогут мне в моих занятиях?
3. Куда бы я стал поступать, если бы точно знал, что поступлю?
4. Куда все же стоит поступать, учитывая мои ответы на предыдущие три вопроса?
Совет номер один. Итак, вы поступили в вуз, отучились там первую неделю, уже не путаете имена-отчества преподов и осведомлены, где можно перехватить кусок между парами. Прекрасно! А теперь пора остановиться и подумать. Для простоты снова предлагаю вопросы:
1. Что изменилось в моем отношении к этому вузу? Что нового (и важного) я про него узнал?
2. Что этот вуз может дать мне в плане знаний? Как и где устраиваются его выпускники?
3. Что помимо знаний может дать мне этот вуз? Знакомства и связи? Опыт общественной деятельности? Старт научной карьеры?
Важно, чтобы вы как можно раньше ответили на эти вопросы и максимально честно определили главное: как учеба здесь соотносится с вашими жизненными целями. Очень часто студент приходит к пониманию, что он слегка промахнулся, выбирая вуз или факультет. Очень часто понимает, что учеба бесперспективна. Не стоит прятаться от таких мыслей. Всегда нужно полностью отдавать себе отчет в ситуации.
Совет номер два. Ваши дальнейшие действия зависят от ответа на вопросы в предыдущем пункте. Вот несколько наиболее вероятных путей:
Ситуация А: вы понимаете, что учеба в данном вузе действительно может дать вам достаточно практических и теоретических знаний, на старших курсах студенты проходят стажировки и практики в хороших организациях и учиться здесь определенно имеет смысл. Что ж, тогда все просто. Выберите предметы, которые потребуются вам для работы после окончания вуза и разбирайтесь в них как следует. На остальные уделяйте ровно столько внимания, сколько надо, чтобы не было лишних “хвостов”.
Ситуация Б:все с точностью наоборот.
— если потрачено немого времени (вы обнаружили, что вуз вам не подходит на 1 курсе) – поступайте в другой. Лучше потерять год, чем 5.
— если времени ушло порядком, то, возможно, менять место учебы будет не слишком разумно.
Совет номер три. Что же делать, если вуз вам не подходит, а менять его поздно?
Я в свое время (к сожалению, это было уже на 4 курсе…) набросал для себя такую программу действий:
1. Минимизировать потери времени в универе.
2. Выжать из родного вуза все, что только можно, раз уж не получается получить хороших знаний.
3. Забыть о том, что я студент и найти себе другое, более полезное дело, которому и буду посвящать максимум времени и сил.
4. Учебу в универе воспринимать как тренинг сообразительности (сдавать экзамены без подготовки), эффективного общения (уговаривать особо злых преподов отпустить с пары) и самодисциплины (сидеть на обязательных парах).
Все это в принципе, получилось у меня неплохо. Вот несколько примеров.
Минимизация потерь времени:
- в начале семестра я делал рейтинг преподавателей – у кого сколько можно прогуливать без последствий — и прогуливал соответственно;
- чуть-чуть простудившись, я бежал в поликлинику, делал уставшие глаза и жаловался на слабость – и в итоге получал заветную справочку, разрешавшую мне недельку-другую заниматься своими делами;
- в отличие от лекций, семинары я посещал аккуратно и не затыкаясь на них разговаривал – что при некотором навыке довольно просто. У преподавателей в голове щелкал рычажок “активный студент” и нажать на кнопку “поставьте автомат” становилось проще простого;
- на пятом курсе (поздно, поздно…) я слегка занялся, как это сейчас называется, общественной деятельностью – появилась еще одна отличная отмазка на все случаи жизни.
Выжимание из вуза всего, что можно:
- повышенная стипендия – само собой (помогали автоматы и красивая зачетка);
- путевка на юг;
- знакомства и связи.
За последние два курса я также поработал в местах 6-7, отхватил с десяток грамот и дипломов в разных конкурсах вне вуза, успел начать (и провалить, что закономерно) свой как бы бизнес-проект, а также “прокачать” уверенность в себе, умение общаться и выступать публично, управлять временем. Единственное, о чем жалею – слишком поздно начал прогуливать и слишком долго был примерным студентом. Вот начать бы курсе на втором! Эх!
В общем, главный совет для студентов, который хотелось бы дать, не блещет оригинальностью, но будет, пожалуй, единственно правильным:
Этот совет: относитесь к учебе осознанно. Всегда ясно понимайте свои долгосрочные цели и следуйте им, даже если это мешает учебе. Свои цели – важнее!
Также могут быть полезны следующие статьи:
Как обрести уверенность в себе
Развитие самодисциплины: как научиться делать то, что нужно
Как научиться сосредотачиваться
Как использовать время эффективно
Успехов!
p.s. Не заметил, как накатал огромный пост. Тема эффективной, правильной учебы в универе, разумеется, им не исчерпана, так что, возможно, я еще к ней вернусь. Оставайтесь на связи!
Интересно? Полезно? Подписывайся на обновления, чтобы быть в курсе! Источник — Саморазвитие и успех, при копировании материалов активная индексируемая ссылка обязательна!
хм.. интересно получилось..
в этом году пойду на второй курс, на первом прогуливал очень редко, не знаю как поступать во втором. В принципе на вопрос зачем я в универе? могу ответить примерно так: мне нужно свободное время для реализации себя в жизни. Ну и диплом в принципе не помешает) профессия не сказать что плохая, но я ее не люблю. В итоге у меня к вам вопрос. Так ли важен диплом о высшем образовании как часто об этом говорят, типа"без вышки никуда". Или он вообще не нужен. В принципе в дальнейшем планирую либо открыть собственный бизнес, либо устроиться в неплохую компанию.
Если открывать свой бизнес — то диплом как таковой не нужен. Возможно, впоследствии появится необходимость (для более успешного ведения дел) получить образование — например, финансовое или юридическое.
При устройстве на работу к диплому отношение двоякое:
с одной стороны очень часто говорят "забудьте все, что вам говорили в вузе, тут у нас практика";
с другой — компании, хоть и не доверяют качеству высшего образования, тем не менее, еще меньше доверяют тем, у кого его нет. Так что я бы не сказал, что "без вышки никуда", но все же отсутствие диплома может сильно осложнить поиск работы.
Для вас, я думаю, идеальный вариант — поучиться еще год-два, не особо налегая на ненужные предметы и попытаться устроиться на работу в хорошую компанию — хотя бы стажером, за опыт. А потом уже видно будет — может, диплом и действительно не потребуется
Хороший пост. Пришёл к тем же мыслям, но несколько поздно — когда уже не учился.
Я вот понял, что универ мне не нужен где-то на 4 курсе, пошёл работать. В итоге отучился пятый курс (формально, на занятиях я бывал один-два раза в неделю) и завалил последнюю сессию (не совсем по своей вине). Прошел год и, что удивительно, меня практически не беспокоит отсутствие диплома. Так, где-то на заднем плане висит задача — закончить в ближайшем будущем.
Сергеич, четвертый курс вообще особый — у меня большинство знакомых "прозрело" именно на нем =)
Учусь на заочке, 2-й курс. Конечно, итак уже было потеряно 2 года только в колледжах, но так трудно, порой, найти себя. Теперь вот хочу поступить параллельно на очку — моя мечта сопряжена весьма и весьма тесно с научной карьерой. А, полагаю, мое текущее образование не даст мне ничего кроме формальной галочки "окончено". Достойно, конечно, но не по делу. Как считает уважаемый автор, это реально, так сделать, и стоит ли оно того?
Конечно, реально. Стоит ли — другой вопрос. Разберитесь, почему именно вы хотите идти в науку, это во-первых. Что в ней привлекает. Во-вторых, разберитесь, хорошо ли вы понимаете, что есть практика науки. Может, есть смысл потолковать с молодым, но сложившимся ученым.
Очень полезная статья!Спасибо!
Автор статьи! По какой специальности ты учился в вузе и чем занимаешься сейчас?
По естественнонаучной. А занимаюсь много чем) Строю свое дело помаленьку.
все правильно.единственное на счет пргуливания не всегда выходит….
Полностью согласен в автором статьи.Сейчас уже после окончания вуза понимаю,что тратить все время на учебу просто бесполезно.Надо строить самого себя,выполняя только то,что пригодится в дальнейшем на практике.Теория полезна,но сама по себе забывается через месяц с концами.А много бесполезной информации в голове еще никогда и никому не помогало.
PS: Добавила сайт в закладки)
Спасибо большое, отличная статья, отличные советы:)
Честно, восхищаюсь людьми, которые вот так вот поступают, но сама врятли смогу так, а жаль )
Ээх… вот скоро опять в универ, конечно же там неинтересно, преподы кошмарные, одногруппники зануды. Автор молодец, сумел собраться и грамотно решить проблему. А моя проблема в том, что на переживания по поводу отвратительности универа и ненависть к преподам уходит слишком много сил, так, что почти ни на что не остается. Что ж, буду вдохновляться примером автора и потихоньку ориентировать себя на грамотные решения.
С уважением, Елена
Спасибо автору за отличный пост. Я только к 3му курсу поняла, что посещать абсолютно все пары не имеет смысла. Можно прийти хоть по одному разу на каждую пару, но выжать из неё отличные оценки + знания. Кстати, на первом курсе ходила на ВСЕ занятия, в любую погоду, при любом самочувствии и всё-всё-всё учила, а в итоге слетела со стипендии.В дальнейшем ходила раз через раз, но с помощью смекалки и умения в последний момент идеально подготовится к сессии больше ни разу со стипендией не расставалась. Кроме того, получала повышенную. А в свободное от пар время занималась активной общественной деятельностью и к 4му курсу нашла шикарную работу по специальности
В принципе я с автором согласна, и даже больше, так и поступала. Училась на бюджете, по возможности прогуливала почти все, что можно и что нельзя, но при этом всегда получала стипендию. Учила только то, что мне было интересно. Одним словом, была не жизнь, а сказка. Но вот настало время расплаты(((. Распределение на завод и отработка 2 года. Понимаю, что училась и сейчас получаю стаж для галочки. После этих 2х лет все равно буду работать не по специальности, а в совершенно в другом месте, которое мне уже гарантированно. Но вот в чем загвоздка, работа — это не универ, это ответственность, дисциплина и… зря потраченное впустую время!!! Я не получаю там каких-то особых знаний, а только нервотрепку и депрессию! Ну и может быть опыт в общении с людьми, правда после которого повесится хочеться. А когда приходит корешок с зарплатой вообще все кажется очень грустным и печальным((( Хорошо бы было написать статью "как выжить на отработке". Для меня это серьезный вопрос. На работе все серьезно и за монотонностью протекающих будней не видно просвета. Времени ни на что нет и приходит понимание, как это все бесмысленно и напрасно! Приходит безразличие и равнодушие, и сменяются они депрессиями и стрессами. Уже нет ни сил , ни желания, ни времени на реализацию своего потенциала и своих стремлений. Уже просто ничего нге хочеться!