«Эмоциональный интеллект в бизнесе» — продолжение знаковой книги Гоулмана «Эмоциональный интеллект«.
В центре внимания тот же предмет: человеческие чувства и отношения, умение находить гармонию со своими эмоциями и использовать их в профессиональной деятельности на полную катушку.
Отмечу, что, хотя книга адресована в первую очередь руководителям и владельцам бизнеса, она может пригодиться практически всем.
Гоулман много пишет о том, какими качествами обладают «звезды» — работники, которые могут принести организации большую пользу. Эта информация нужна как руководителю — чтобы подбирать себе команду, так и наемному работнику — чтобы развить в себе эмоциональные компетенции и подняться до уровня «звезды».
Содержание и основные идеи
Как и в «Эмоциональном интеллекте», автор убедительно показывает важность EQ — на сей раз исключительно для построения успешного бизнеса или карьеры.
Подробно рассмотрен ряд составляющих эмоционального интеллекта — эмпатия, правильная самооценка, самоконтроль, умение брать на себя ответственность и придерживаться этических норм…
Каждый элемент проиллюстрирован реальными примерами из деловой практики, показывающими, как компетентность в плане EQ приносит ощутимые дивиденды, а игнорирование эмоций и пренебрежение простыми принципами человеческого общения приводит к краху огромные компании.
Нужно отметить, что, как и первая книга, «Эмоциональный интеллект в бизнесе», не приносит нам готовых рецептов для быстрой «прокачки» EQ и получения соответствующих бонусов. Книга рассказывает о принципах, демонстрирует вершины, к которым нужно стремиться и помогает лучше понять самого себя, нащупать свои слабые и сильные места.
Беря в руки труд Гоулмана лучше сразу настроиться на серьезное чтение; я бы даже рекомендовал вести конспект, чтобы, закончив, быстро уяснить для себя основные мысли и увидеть их в системе, целиком. Думаю, только так и нужно воспринимать «Эмоциональный интеллект». В противном случае, спустя некоторое время в голове останется только несколько заповедей в духе «будь хорошим, терпеливым, инициативным».
Насколько это применимо в России?
Итак, основная мысль Гоулмана состоит в том, что для достижения профессионального успеха нужно прилагать усилия для того, чтобы стать эмоционально компетентным и проявлять на работе ряд качеств, связанных с лучшими сторонами человеческих чувств.
Проще говоря, чтобы не остаться неудачником, нужно не только иметь квалификацию и уметь работать. Нужно уметь общаться с людьми, сдерживая свое эго, контролировать свои порывы, воспринимать сигналы своего подсознания…
Уверен, что этот тезис вызывает у многих наших соотечественников примерно такую реакцию:
Ну да, в Америке все это, может быть и работает. А у нас…
Я уверен, что Гоулман совершенно прав и его принципы универсальны. Они работают везде, где есть люди — что в США, что в Африке, что в России. Однако следование этим принципам требует значительных усилий. Гораздо проще пойти на поводу у своих эмоций и действовать так, как всегда, вместо того, чтобы проявить самоконтроль или постараться понять, что движет коллегой. Проще (и приятнее) не осознавать, что для кого-то ты тоже «самодур-начальник» или «вялый подчиненный».
Конечно, это не означает, что человек с высоким EQ, как ангел сразу приносит в свою организацию мир, покой и всеобщую любовь. Но то, что он в долгосрочной перспективе обретает влияние на других членов коллектива — это факт.
Ну а в конце концов, эмоционально и профессионально компетентному человеку ведь совсем не обязательно работать на «дурака-начальника»? Можно создать собственную команду. Или устроиться туда, где все эти компетенции будут ценить и развивать. То и другое сделать гораздо проще, чем кажется (если, конечно, вы — см. выше — действительно компетентны).