Как стать копирайтером и не умереть с голоду?

«Здравствуйте, Стрелка! Насколько мне известно, вы любите копирайтинг. Я хотел бы узнать побольше о данной профессии с вашей точки зрения и узнать про ваш опыт, если вы не против поделиться», — интересуется один из читателей, Дмитрий.

Славная тема, вполне в формате блога. Не каждый, кто придает большое значение саморазвитию, становится копирайтером, но абсолютно любой желающий освоить эту специальность должен ой как серьёзно поработать над собой…

Вместо автобиографии

От подробного пересказа личной биографии я воздержусь — строчить мемуары мне еще рано.

Скажу только, что:

  • в копирайтинг меня «занесло» из журналистики (отказалась от нее, потому что устала давить в себе интроверта);
  • на протяжении энного количества лет я имела дело со строго определенной нишей — писала информационные материалы для сайтов.

Как училась? На ошибках. Своего рода преподаватели у меня, впрочем, были. Друзья, которые сами зарабатывали в Интернете, часто давали мне советы по существу. Передаю их вам в проверенном и дополненном виде.

Первые нежданчики

Копирайтинг — отличная «халтура». Писать под заказ можно после основной работы или, допустим, в декрете, главное — иметь компьютер с доступом в Интернет и хорошо знать русский язык.

Приняли предыдущий абзац за чистую монету? Если да — зря. Это были не мои мысли, а лишь пересказанное близко к тексту расхожее мнение.

Теперь же и вплоть до конца поста я говорю от первого лица.

Копирайтинг в режиме эпизодической подработки приносит копейки. Чтобы получать достойную хлопот оплату, нужно делать очень, очень хорошие тексты. Набирать их левой ногой в паузе между приготовлением кашки и стиркой ползунков не сумеет даже матёрый профессионал.

И — самое важное, что я хочу до вас донести — нельзя просто взять и оказаться классным копирайтером. Еще раз, с картинкой для убедительности:

Грамотность в этом деле — лишь сама собой разумеющаяся мелочь, журналистский опыт (как было у меня) — до смешного слабое подспорье.

А литературные поползновения, о которых новички охотно упоминают в резюме, могут на первых порах даже мешать: заказчику, простите, наплевать на ваши тонкие эстетические чувства, у него товар непроданный.

Тексты для сайтов и соцсетей строятся согласно особым законам.

Тяжело в учении

Информацию о копирайтинге приходится собирать по граммам и вдобавок тщательно просеивать.

Незаменимый ее источник — авторские блоги. Среди тысяч разных блогов нужно искать лучшие… нет, не ресурсы даже, а отдельные статьи или идеи.

Полезные самоучители для копирайтеров в формате книг, конечно же, есть (например, «Копирайтинг массового поражения» Дениса Каплунова) и читать их стоит.

Только вот они обычно имеют явный уклон в сторону рекламы/маркетинга и не дают представления о HTML или о SEO, оптимизации текстов под поисковики. А без того же SEO вам никак, надо освоить хотя бы азы.

Вы должны уметь:

  • встраивать в статью ключевики (запросы, по которым сайт продвигается в ТОП выдачи);
  • подбирать или создавать визуальный контент — иллюстрации, таблицы, диаграммы, схемы;
  • работать в текстовых редакторах — WordPress и др. (использовать инструменты форматирования, делать перелинковку, составлять title и description).

Эти знания — не техническая лабуда, они дают копирайтеру реальное преимущество перед ужасающе огромным большинством коллег.

На первых порах вы, вероятно, станете запинаться за специфическую терминологию. Чтобы освоиться в ней, почитайте классический учебник И.Ашманова и А.Иванова «Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах». Моим букварем был именно он.

Для прокачивания собственно языковых умений заглядывайте в учебники по стилистике. Забытую запятую вам простят, а канцеляризмы и штампы — вряд ли.

Анализируйте статьи других копирайтеров  — на предмет удач и несообразностей. Высматривая реснички в чужом глазу, вы быстрее заметите пару-тройку бревен в своем. Трудно, да. Утешайтесь тем, что заодно развиваетесь в широком смысле — прокачиваете здоровую самокритичность.

Оценивайте с точки зрения переборчивого читателя и свои собственные тексты.

Главная беда копирайтеров-новичков — они слишком зацикливаются на соблюдении формальных требований и процессе работы (ага, 400 уникальных слов, втиснуть ключевики из списка, сдать ко вторнику). Их статьи получаются скучными, однообразными, как детали с конвейера: «В наше время каждый человек…».  Бррр.

Пятнадцать лет назад полный мертвой «воды» контент еще имел ценность — пусть не читатели, но хотя бы поисковики могли принять его за нормальный. В 2018-м ни Яндекс, ни Гугл не проведешь — они научились достаточно ловко отслеживать поведенческие факторы.

Помимо новых знаний некоторым из вас потребуется новый навык. Насколько хорошо вы ладите с клавиатурой — десятью пальчиками набираете или двумя? Двумя с плюсом?

Добро пожаловать сюда: http://www.samorazwitie.ru/samoobuchenie/nauchitsya-bystro-pechatat.html.

Помощники копирайтера

Словарь — не единственная ваша поддержка и опора. Инструментов, которые облегчают работу копирайтера, множество.

Вот, например, знакомьтесь:

  • Яндекс Wordstat позволяет подобрать ключевые слова с опорой на данные о статистике запросов;
  • Сервис проверки статьи на тошноту (показатель, определяющий частоту использования слова) и водность от Advego или любого другого разработчика вылавливает откровенно лишние словечки;
  • Главред — автоматический редактор, указывающий стилистические дефекты текста (на сайте, кстати, есть очень толковые учебные материалы по копирайтингу);
  • Canva — сервис, на котором удобно создавать инфографику;
  • Pixabay — большая бесплатная фотобаза;
  • ReversoContext — совершенно незаменимая штука, если вы собираетесь писать на иностранном языке; выдает примеры употребления слов и фраз в разных контекстах;
  • Google Scholar — это уже целая поисковая система; она ищет действительно интересную, незатасканную информацию по текстам научных публикаций.

Рерайтеру (копирайтеру, который лепит каждую свою статью из пары-тройки чужих) определенно пригодится инструмент под названием антиплагиат. Их десятки; вбивайте в Google «антиплагиат онлайн» и выбирайте по собственному вкусу.

Охота на заказчика

Поначалу берите задания на биржах — не столько ради дохода, сколько ради практики в режиме реальной жизни. Тренируйтесь и подумывайте о следующем уровне.

Как на него выйти? Надо уважать дело, которым занимаешься, и людей, с которыми сотрудничаешь.

Одна моя знакомая прошлым летом гордо покинула ряды копирайтеров. Сказала, мол, надоело тупо гнать строку. В ответ на вопрос: «А почему бы не писать шедевры?» она возмутилась: «Буду я еще стараться — за такие деньги!».  Легко предположить, что думали заказчики, читая ее хромые тексты: «Будем мы еще переплачивать за такое г…хм».

Когда почувствуете, что набили руку, не ограничивайте себя рамками бирж. Постарайтесь реализовать следующий план захвата мира:

  1. найти постоянных заказчиков и начать сотрудничать с ними напрямую;
  2. создать себе такую репутацию, при которой заказчики сами станут искать вас.

Иногда ценные контакты удается установить по объявлениям из обычных рекламных газет. Тексты для сайтов требуются не только предпринимателям одиночкам, но и вполне себе крупным фирмам.

Можно раскрутить собственный о копирайтинге, адресованный бизнесу, и выставить на видном месте контактные данные. Есть вариант заняться прицельным нетворкингом — приехать на конференцию для SEO-шников, напроситься в выступающие и удивить всех роскошным докладом.

Иногда копирайтеры рассылают деловые предложения, пользуясь формами обратной связи на приглянувшихся ресурсах. Мне как владельцу http://www.samorazwitie.ru на днях пришло очередное типовое письмо: «Доброго времени суток Вам! Хотела бы предложить сотрудничество по наполнению сайта информационными статьями. О себе… (и так далее)».

У меня потребности в копирайтерских услугах нет — я все-таки веду авторский блог, но будь это коммерческий проект, я бы обязательно открыла приложенные образцы статей.

Подыскивая партнеров, помните, что их надо заинтересовать. Лучшие аргументы в вашу пользу — примеры отличных текстов, причем желательно — опубликованных. Ради красивого портфолио не грех предложить бесплатную статью какому-нибудь известному сайту.

В общем, думайте и действуйте. Как сказал бы с кафедры профессиональный коуч, будьте проактивными.

Удачи!

Поделиться
Плюсануть
Отправить
Класснуть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *