Дэниел Гоулман: Эмоциональный интеллект в бизнесе - обзор

"Эмоциональный интеллект в бизнесе" - продолжение знаковой книги Гоулмана "Эмоциональный интеллект".

В центре внимания тот же предмет: человеческие чувства и отношения, умение находить гармонию со своими эмоциями и использовать их в профессиональной деятельности на полную катушку.

Отмечу, что, хотя книга адресована в первую очередь руководителям и владельцам бизнеса, она может пригодиться практически всем.

Гоулман много пишет о том, какими качествами обладают "звезды" - работники, которые могут принести организации большую пользу. Эта информация нужна как руководителю - чтобы подбирать себе команду, так и наемному работнику - чтобы развить в себе эмоциональные компетенции и подняться до уровня "звезды".

Содержание и основные идеи

Как и в "Эмоциональном интеллекте", автор убедительно показывает важность EQ - на сей раз исключительно для построения успешного бизнеса или карьеры.

Подробно рассмотрен ряд составляющих эмоционального интеллекта - эмпатия, правильная самооценка, самоконтроль, умение брать на себя ответственность и придерживаться этических норм...

Каждый элемент проиллюстрирован реальными примерами из деловой практики, показывающими, как компетентность в плане EQ приносит ощутимые дивиденды, а игнорирование эмоций и пренебрежение простыми принципами человеческого общения приводит к краху огромные компании.

Нужно отметить, что, как и первая книга, "Эмоциональный интеллект в бизнесе", не приносит нам готовых рецептов для быстрой "прокачки" EQ и получения соответствующих бонусов. Книга рассказывает о принципах, демонстрирует вершины, к которым нужно стремиться и помогает лучше понять самого себя, нащупать свои слабые и сильные места.

Беря в руки труд Гоулмана лучше сразу настроиться на серьезное чтение; я бы даже рекомендовал вести конспект, чтобы, закончив, быстро уяснить для себя основные мысли и увидеть их в системе, целиком. Думаю, только так и нужно воспринимать "Эмоциональный интеллект". В противном случае, спустя некоторое время в голове останется только несколько заповедей в духе "будь хорошим, терпеливым, инициативным".

Насколько это применимо в России?

Итак, основная мысль Гоулмана состоит в том, что для достижения профессионального успеха нужно прилагать усилия для того, чтобы стать эмоционально компетентным и проявлять на работе ряд качеств, связанных с лучшими сторонами человеческих чувств.

Проще говоря, чтобы не остаться неудачником, нужно не только иметь квалификацию и уметь работать. Нужно уметь общаться с людьми, сдерживая свое эго, контролировать свои порывы, воспринимать сигналы своего подсознания...

Уверен, что этот тезис вызывает у многих наших соотечественников примерно такую реакцию:

Ну да, в Америке все это, может быть и работает. А у нас? Выходишь на работу - привет, дурак-начальник, здравствуй коллега-мегера. Да попробуешь быть инициативным, сдержанным, доброжелательным (ну и так далее по советам этого дядечки) - тебя же сожрут! Неет, все это не для нас.

Я уверен, что Гоулман совершенно прав и его принципы универсальны. Они работают везде, где есть люди - что в США, что в Африке, что в России. Однако следование этим принципам требует значительных усилий. Гораздо проще пойти на поводу у своих эмоций и действовать так, как всегда, вместо того, чтобы проявить самоконтроль или постараться понять, что движет коллегой. Проще (и приятнее) не осознавать, что для кого-то ты тоже "самодур-начальник" или "вялый подчиненный".

Конечно, это не означает, что человек с высоким EQ, как ангел сразу приносит в свою организацию мир, покой и всеобщую любовь. Но то, что он в долгосрочной перспективе обретает влияние на других членов коллектива - это факт.

Ну а в конце концов, эмоционально и профессионально компетентному человеку ведь совсем не обязательно работать на "дурака-начальника"? Можно создать собственную команду. Или устроиться туда, где все эти компетенции будут ценить и развивать. То и другое сделать гораздо проще, чем кажется (если, конечно, вы - см. выше - действительно компетентны).