Успешный проект: основы

Конечно, эта статья - не всеобъемлющая инструкция на тему "как сделать успешный проект". Было бы странно, если кому-то удалось впихнуть в один пост столько неоднозначного материала. Так что здесь - только об одной основе, можно сказать, фундаменте успешного проекта. (Кстати, вот более обширный материал на ту же тему: успех в делах).

Для начала небольшое, но необходимое вступление.

Словечко "проект" (мне больше нравится - проЭкт) ныне весьма модно. Кто только их не делает. Доходит до смешного - нынче каждый второй норовит обозвать свой куцый бложик "проектом".  А еще мне встречались "проЭкты" по созданию непонятно кому нужных общественных организаций и добрых дел - вплоть до такого маразма:

"Довольный пес" - проект помощи бродячим собакам!

То есть. Не знаю уж с чьей подачи, но словечко на букву "П" уже порядком  поистрепалось и навязло в зубах. И это плохо. Потому что в результате сложились определенные стереотипы, мешающие делать настоящие проекты.

На мой взгляд, возникло вообще непонимание того, что такое проект в современном мире. С одной стороны, конечно же, все правильно: это любое дело с поставленными целями и задачами.

Но с другой...

(Дальше идет только и исключительно мое мнение, доказывать которое я не буду. Принимайте как хотите.)

С другой стороны "просто дело" в 90% случаев лишено всяких шансов. Просто дело -  помощь бродячим собакам - не есть проект. ПроЭктом будет только такое дело, которое спланировано так, что продвигает и развивает само себя - точнее, имеет подобный потенциал.

Сейчас поясню.

На мой взгляд, проект - это нечто вроде шестеренки, которая вращается не только и не столько потому, что ее крутят руками. Она крутится потому, что сцеплена с другими шестеренками и они отдают ей часть своего движения.

Все еще непонятно? Ничего страшного. Вот смотрите:






Вращающиеся шестеренки - анимация


(Авторские права на изображение: Автор user:Sador (Own work/Création personnelle) [GFDL (www.gnu.org/copyleft/fdl.html) undefined CC-BY-SA-3.0 (www.creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/)], undefined).

1 шестеренка - это стремления, желания, потребности, деятельность других людей.
2 шестеренка - это ваш проект, который в чем-то уникален, что позволяет ему удовлетворять потребности людей, которые, как бы взамен, двигают его колесо.

Ну а теперь - пример для полной ясности.

Возьмем любой популярный сайт. Ну, например, Яндекс. Прекрасный пример дела, которое возникло как шестеренка, вращаемая чужими потребностями. Смотрите: возник Рунет, появилось множество сайтов и множество людей которым нужна и интересна определенная информация. Вот так за пару лет и появилась огромная ниша для поисковой системы. Они ничего не навязывали (ну, чуть-чуть рекламы, само собой). Огромная популярность Яндекса основана в первую очередь на том, что это действительно нужный для огромного числа людей сервис.

Вообще-то это довольно банально. "Хорошее дело то, что имеет спрос" - не очень-то новая истина.

Вот только часто из вида упускается, что "вспомогательных шестеренок" может быть не одна. И даже не одна сотня. Ведь любой проект - штука сложная. Имеющая много нюансов. Много подразделений и направлений. Если поддержкой извне пользуется только самая главная, общая идея предприятия - то эффект не так уж и велик.


А вот если тот, кто ведет дело, постоянно задает себе вопрос: "как можно реализовать этот этап чужими руками? как привлечь чужие руки, чтобы они стали делать что-то с радостью? на каких интересах можно сыграть?" - вот тогда шансы вырастают очень серьезно.

Пример. Часто ли вам приходится выгребать из почтового ящика (настоящего, не электронного) всяческий рекламный хлам? И выбрасывать его в мусорное ведро? А можете себе представить, что вы бережно берете одну такую бумажку и храните дома годами? А ведь такое бывает. Недавно рассказали о такой рекламной идее: агентство недвижимости на одной стороне напечатало свою рекламу, на другой - адреса, телефоны и время работы нотариусов в округе. Для многих это полезная информация - и люди сохраняют проспект. Более того, они видят эту рекламу снова как раз тогда, когда задумываются о крупных покупках/продажах. Неплохо, правда?

Отдельно выводы оформлять не буду. Все достаточно ясно, я надеюсь. Тем более что в этом посте я старался передать не пару-тройку деревянных правил, а свое ощущение того, что такое хороший проект на самом деле.

Еще читать:

Другие материалы блога тут, свежая статья на сайте "размир.ру" - "Почему не работают хорошие советы?" (и как с этим бороться, само собой).

Успехов!