Эффективное общение: самое главное

Довольно распространена и, в общем-то, никем не оспаривается мысль, что люди больше любят говорить, чем слушать. И зачастую, слушая собеседника, мы отнюдь не пытаемся его понять, а всего лишь ждем, когда он замолчит, чтобы можно было заговорить самостоятельно

Я был недавно на одном совещании. Забавная такая картинка, напомнившая семинар в вузе:

Самый Главный Начальник, как преподаватель задавал подчиненным один и тот же вопрос, а подчиненные кивали, выходили за трибуну и шпарили заготовленный текст АБСОЛЮТНО вне связи с заданным вопросом.

Я был поражен: оказывается, люди не слышат друг друга не только в простых, личностных отношениях, но даже и в формальной, деловой обстановке. О каком эффективном общении (и деловом успехе) может идти речь???

Вывод из сегодняшнего короткого поста прост: основа эффективного общения – в умении слушать и слышать собеседника.

Да-да, так вот банально и просто. Однако нужно остановиться на этом поподробнее. Поразмыслив, я решил, что для по-настоящему эффективного общения, нужно не просто понимать собеседника. Вероятно, само понятие «понимать собеседника» (масло масляное;)) сложнее, чем кажется на первый взгляд.

По-моему, о настоящем понимании как основе эффективного общения можно говорить,
только если вы задали и ответили себе на следующие вопросы:

1. Какова цель собеседника? Зачем он это говорит?

2. Есть ли здесь «двойное дно»? (не нужно доходить до паранойи и подозревать в двусмысленности всех и вся. но зачастую в общении (даже в деловом) бывают определенные нюансы – и лучше быть в курсе).

3. Какой реакции хочет добиться собеседник на свои слова? Какого действия или высказывания он ждет от вас?

4. Как эмоционально окрашены его высказывания? Он спокоен? Раздражен? Весел? Это очень важно.

5. Как собеседник реагирует на ваши слова? Что меняется в его поведении? А в настроении?

Все эти факторы мы обычно и так фиксируем – но неосознанно и недостаточно последовательно. Однако если вы хотите научиться эффективно общаться, то научиться тонко понимать собеседника необходимо. А постоянно задавая себе подобные вопросы, вы концентрируетесь на общении и постепенно становитесь все более наблюдательным собеседником.

Успехов!


Интересно? Полезно? Подписывайся на обновления, чтобы быть в курсе!
Источник - Саморазвитие и успех