Саморазвитие личности - его начало и основа

Интересно выходит: весь мой блог посвящен саморазвитию, я описываю множество методик, которые помогают человеку стать внимательнее, лучше управлять своим временем, правильно настроить себя на успех и так далее, а о самом главном - о том, что является основой, краеугольным камнем саморазвития личности до сих пор не сказал. Надо исправляться.

Итак, давайте поговорим, о том, с чего начинается саморазвитие личности.

Зайдем издалека. Как происходит развитие человека в целом? Вкратце так:

Младенец интенсивно развивается физически, его поведение стремительно меняется и усложняется, у ребенка проявляются индивидуальные черты, обусловленные темпераментом и условиями воспитания. Годам к 14 складывается интеллект и память, другие психические процессы...


И в это же время происходит едва ли не главное в жизни личности. Физиология говорит: в это время в работу включаются лобные доли мозга. В переводе на язык психологии - человек становится способен мыслить самостоятельно, кроме того, получает развитие волевые качества.

На мой взгляд, это такой же важный момент в развитии человека, как и рождение.
В ноль лет рождается тело.
В тринадцать-четырнадцать лет рождается личность.

С этого момента человек действительно становится человеком - впервые саморазвитие становится для него возможным.

Человек получает возможность (благодаря проснувшейся воле и самосознанию) реагировать на окружающий мир и выбирать вопреки вложенному в него импульсу, что дали  семья и темперамент.

По моему мнению, до этой поворотной точки никакое саморазвитие невозможно. Саморазвитие предполагает (само!) осознанный выбор: что именно развивать и к чему идти.

Итак, подобьем промежуточный итог: саморазвитие начинается с подросткового протеста.

Нучто, паааааадумаешь, эка невидаль - скажете вы. И будете правы. Вещи довольно банальные. И следствие из них тоже не блещет оригинальностью. Только вот люди этому следствию не шибко-то следуют по жизни.

А следствие, други мои, такое:

Начавшись с обретения способности выбирать на основе разума, саморазвитие может продолжаться только путем сознательных, разумных и рациональных действий.

Личность, которая хочет, чтобы ее можно было величать "саморазвивающейся", не может тупо жить, есть, пить и спать. Она должна думать. Не о судьбах Вселенной и не о курсе доллара (это, впрочем, тоже не воспрещается). Она должна думать о своей жизни и постоянно отвечать на гадкие вопросики вроде этих:

А что будет, если ты сделаешь так или эдак? (Сначала подумай, потом сделай - потому что первая твоя реакция будет, скорее всего, обусловлена тем самым импульсом, который тебе дало общество и природа)

А не находишься ли ты в плену чьих-то иллюзий или манипуляций? То, что ты делаешь - оно как, сильно нужно тебе? Оно отвечает твоим представлениям о настоящей жизни?

А моральные оценки, которые ты даешь - чем они вызваны? Твоим разумным выбором или впитанным (чужими!!! непроверенными!!! неразумными!!!) с молоком матери общественным мнением?

Короче. Человек в массе своей пользуется своим мозгом для чего угодно - разгадывания кроссвордов, зарабатывания денег, отбивания футбольных мячей и так далее - но только не для разумного выбора собственного пути в жизни.

Это звучит оторвано от жизни и пафосно, но приведенная выше фраза касается каждого из нас самым непосредственным образом. Человек - действительно неразумное существо, по крайней мере, своим разумом он пользуется редко.

Наша жизнь управляется эмоциями, инстинктами и общественными стереотипами - а также людьми, которые это поняли и сознательно формируют эти самые эмоции и стереотипы, для чего существует миллион различных технологий: разнообразные техники продаж и скрытой рекламы, черный пиар и 25-й кадр - список можно продолжать до скончания века.

Вот и первый пример ситуации, где мыслить и выбирать необходимо: противодействие зомбирующему влиянию со всех сторон. (Ну а для кого-то, возможно, и переход к управлению ситуацией через формирование все тех же стереотипов и эмоций).

Пример поконкретнее? Бога ради. Допустим, ваш ребенок получает в школе несколько двоек по русскому языку. Действия нормального (действующего по инстинкту/эмоциям/а-ля животное) родителя: выпороть, пристыдить, делать уроки вместе, вдалбливая каждое правило и заставляя тщательно вырисовывать каждую букву. В итоге: море потраченных нервов, подпорченные отношения с ребенком, хилая тройка по русскому языку и ненависть к нему на всю жизнь...

Как действует РАЗУМНЫЙ родитель, то есть слегка ушагавший вверх по лестнице, в виде которой мы представим саморазвитие личности? Правильный ответ - черт его знает. Потому что разумный человек как следует обдумает ситуацию, учтя индивидуальные особенности ребенка, его склонности и устремления, планы на жизнь и так далее.

Возможно, для этого придется выяснить кое-что дополнительно - и разумный родитель на это пойдет без промедления. Он поговорит с ребенком (уважительно, без снисхождения и порицания, как разумное существо с разумным существом), узнает причины, по которым ребенок получил пару. После чего, разумный, развитый родитель скажет например, следующее: да, парень, конечно, ты хочешь стать космонавтом. Молодец, отлично! Я не буду уверять тебя, что все, чему учат в школе - это священные знания. Может, они и правда тебе не пригодятся. Но подумай-ка сам. (нет, не так) ПОДУМАЙ-КА САМ - не помешает ли тебе плохая оценка по русскому языку? Ведь требования к космонавтам велики - и аттестат с отличными оценками тебе только поможет. Можно и не любить русский я зык, но, если ты задумаешься над жизнью, то поймешь, что бумажка с оценками может сильно на нее повлиять. И так далее. Да мало ли что сможет сказать разумное существо!!! Уж наверное, найдет аргументы, которые позволят достучаться до разума ребенка - а в итоге пробудить его, дать повод глубоко задуматься над жизнью и местом в ней. Ну а ближайшим итогом будет возросшая мотивация ребенка заниматься нелюбимым предметом и ваше хорошее настроение.

Знаете, кто мой любимый философ? Сократ. Вот это был действительно гигант мысли, в отличие от задохликов-пессимистов типа Шопенгауэра, которые нарожал немало прошлый век. Он реально не запудривал ученикам мозги, а учил ими ворочать: помогал в их саморазвитии как личностей.

Ну например:
Восхищенный ученик (В): - Приветствую тебя. мудрейший из смертных!
Сократ (С): Здравствуй, уважаемый. Разговаривал ли ты со всеми людьми в мире?
В: - Конечно, нет. Это ведь невозможно.
С: - Тогда назвать меня мудрейшим из смертных неправильно, раз ты не можешь сравнить мой ум с умами остальных людей. Это ложь.
В: - Выходит, что так. Но так говорят все!
С: - Скажи, когда ты со мной здоровался, ты хотел меня обмануть, ввести в заблуждение?
В: - Конечно, нет!
С: - Солгать мне при встрече мог или мошенник или дурак. Теперь подумай и ответь себе, кто ты.
В: - Ну вы даете, учитель...

Ясно?

В мемориз:

Умение реагировать на мир разумно - величайшее достижение на пути личностного роста основа для дальнейшего, беспредельного самосовершенствования. А еще - это великолепное подспорье на пути к успеху.

Комментарии, думаю, излишни.

Успехов!

А я пошел баиньки. Режим сна и отдыха соблюдать необходимо (Минздрав Блог саморазвитие рекомендует и предупреждает)))))